X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Весна. Проблема подтопления обостряется

Подтопление грунтовыми водами — одна из серьезнейших эколого-экономических проблем Тюмени. С приходом весны она обостряется. Особенно страдают жители Заречных микрорайонов, та,- называемых Крестьянских мост и Войновки.

Почему это происходит? Главная причина — борьба с природой. Уничтожили две речки -Тюменку и Ключи — и получили бедствующие районы: Крестьянские места и Бойновку. Ибо вода, которая уходила в реки, стала искать другие пути, заполняя более высокие горизонты, подтопляя коммуникации и подвалы. А непродуманная отсыпка грунта под строительство в Заречных микрорайонах привела к их затоплению.

Некоторые считают виновницей подтопления Туру. Но так ли это? Высокая вода в Туре держится только в паводок, и в течение года это время составляет не более двух месяцев. За последние десять лет самые высокие уровни — 57 метров. Однако даже в декабре, когда уровень воды в Туре падает до отметки 48,6 метра, погреба в частном секторе затоплены. Находясь на 10-11 метров ниже поверхности микрорайонов, Тура не может быть источником подтопления.

Такими источниками, на мой взгляд, являются безымянное озеро (старица) и озеро Алебашево, которое вышло из берегов и превышает свою первоначальную площадь почти в четыре раза. Урез воды в старице находится на отметке 56,28 метра. Учитывая, что Заречные микрорайоны построены на намывных песках, которые хорошо пропускают воду, можно сделать вывод: на этом уровне горизонт заполнен водой. А когда выпадают осадки, заполняются и более высокие горизонты. Грунтовые воды, попадая в канализацию, увеличивают объем фекальных стоков, и они заполняют окрестности.

Каков же выход? Для понижения уровня грунтовых вод в Заречных микрорайонах необходимо соединить каналом старицу с Турой, а продолжив его до озера Алебашево, можно достичь этого и на Войновке. Продолжив же канал до озера Круглое, можно решить еще одну проблему.

При ширине основного русла 150-200 метров Тура имеет пойму шириной в несколько километров. Во время паводка «лишняя» вода уходит в пойму, и Тура идет потоком шириной в несколько километров. Однако после строительства дамбы в черте города река была зажата в «узкие рамки».. Чтобы пропустить паводковую воду, скорость реки в пределах города должна быть значительно больше, чем за городом, а это ведет к ускорению размыва берега. Строительство бетонной набережной не решит этой проблемы. Во-первых, в паводок уровень воды выше уже построенной набережной и подмыв берега идет на более высоком уровне. Во-вторых, набережная заужает русло реки, что, в свою очередь, увеличивает скорость потока. За счет увеличения скорости потока будет идти ускоренная эрозия, а это приведет к сползанию набережной и берега. Eсли учесть, что длина отводного канала будет в два раза короче длины реки на этом участке, то даже при ширине 50 метров он сможет пропускать половину потока Туры. Что значительно, а возможно, и полностью, прекратит разрушение берега у церкви Петра и Павла, а также в районе моста по улице Челюскинцев.

Конечно, нужны деньги, но, разбив строительство канала на участки,’ можно решить и эту проблему. В Заречных микрорайонах большое количество металлических гаражей. Выделив землю под эти гаражи, мы получим сумму, необходимую для канала Тура-старица. Вернув озеро Алебашево в свои берега и проведя рекультивацию, можно около 100 гектаров земли сдать в аренду под посадку картофеля. А самая большая экономия — замедление разрушения жилья и коммуникаций.

Александр Уфаев, сотрудник Тюменского геодезического центра.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта