X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Улица Береговая

Эта улица неповторима как по расположению, так и по своей истории.

Береговая вся на виду. Когда с высокого правого берега Туры вы любуетесь бескрайним простором Зареки, в первую очередь видите у себя под ногами ее — улицу Береговую, притом практически всю, от края до края. От крутого поворота Туры у монастыря до совмещенного моста в створе ул. Мельникайте.

Возможно, Береговую имел в виду тюменский поэт, когда писал, что «Тюмень отражается весь день в реке Туре домами». Когда-то это так и было: дома стояли на самом берегу, на так называемом прибрежном валу — самом высоком месте туринской поймы. Однако за прошедшие века река ушла метров на 50-100 вправо в сторону города, так что нашлось место и дамбе, отгородившей Береговую от воды и лишившей улицу зеркального отражения в Туре. Теперь в реке отражаются лишь прибрежные тополя, посаженные лет 20 назад на пологих песчаных берегах, да ивняки. Дамбу насыпали во время сильнейшего наводнения 1979 года.

По-моему, Береговая — вообще первая улица Тюмени, если иметь в виду улицу как ряд домов, стоящих в строгом порядке друг возле друга. Поселившиеся здесь через 10 лет после основания Тюмени бухарцы ставили свои дома, конечно же, вдоль реки. С тех пор и стала формироваться Береговая.

Ачтотогда представляла собой Тюмень? Крошечную крепость, обнесенную деревянной стеной. И не было в ней никаких улиц. В них просто не было еще потребности. Не было им и места. Позже, когда возле крепости возник посад, появились и первые улицы — Спасская и Благовещенская.

Береговая стала главной улицей первых заречных слобод- Бухарской и Кожевенной, связав их воедино.

Береговая была и первой промышленной улицей Тюмени. Здесь еще в середине ХУП в. начали селиться ремесленники и развиваться ремесла, составившие позже славу Тюмени: кожевенное, овчинно-шубное, сапожное, пимокатное (выделка валенок), гончарное, кузнечное, клееварное, деревообделочное, судостроительное и ДО.

Именно здесь, на низком берегу Туры, у воды, обосновались и первые тюменские кораблестроители, строившие всевозможные речные посудины, в том числе и знаменитые тюменские дощаники. Изображение одного из них через пару веков по распоряжению государыни Eкатерины II попало на герб Тюмени. Вот его описание: «в синем поле серебряная река с плывущим по ней натурального цвета, с золотою мачтою, судном, называемым дощаником, в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам…».

Ковер с гербом 1782 г., где изображен этот самый дощаник, висит, говорят, и в кабинете мэра, то бишь главы города Тюмени С. М. Киричука.

А уж лодки имелись в каждом доме на Береговой: ведь Тура всегда была рекой рыбной, она исправно кормила тюменцев не только заурядным чебаком, ной стерлядкой. Это только со второй половины нашего века в Туре грязи стало больше, чем рыбы. На лодках ездили «в город», в луга за сеном, сообщалисьс соседями в весеннее половодье.

Береговая, как и сама Тюмень, не сразу строилась. Первые дома на ней были поставлены 400 лет назад напротив устья Тюменки. Отсюда улица расстраивалась вверх и вниз вдоль Туры. К1905 г. вверх по Туре Береговая была заселена до современного ее состояния, а вниз по реке последние дома были поставлены только в середине XX века. Резерв застройки и роста улицы еще большой — до пос. Мыс много пустого места на левом берегу Туры.

По числу домовых номеров Береговая — самая длинная в Тюмени. Где вы найдете еще улицу, на которой последние дома имеют номера за 300? Конечно, Береговая в основном «односторонка», то есть застроена с одной, нечетной, стороны, но это дела не меняет: длинная улица, более пяти километров.

На Береговой и теперь промышленная деятельность не прекращается: здесь изготовляют лекарства, варят пиво, делают фанеру и мебель. Отсюда в 30-е годы выехала пимокатная артель на построенную на ул. Фабричной сапоговаляльную фабрику. Отсюда в 60-е годы уехал на ул.Одесскую приборостроительный (прежде весовой) завод. В начале 40-х годов на Береговой появились фармацевтический и пивоваренный заводы с невиданными ранее здесь производствами.

Самым старым предприятием на Береговой теперь является фанерный комбинат. Ведет он свою историю от спичечной фабрики, построенной тут в 1904 г. купцами Воронцовым и Логиновым. В то время это было новое для Тюмени производство. Главный компонент для спичек-бертолетов у соль — возили из-за границы. Вскоре при фабрике построили и цех выработки фанеры.

Работа на фабрике была не из легких, потому рабочие не раз требовали улучшения условий труда, повышения его оплаты. Участвовали в забастовках, стачках. Активный рабочий класс фабрики приглянулся местным большевикам, они заслали сюда своих агитаторов, и рабочие стали уже выставлять политические требования вместе с тружениками других заводов Тюмени.

Многие рабочие участвовали в гражданской войне на стороне красных. По ее окончании фабрика «Пламя» была восстановлена одной из первых, но случилось несчастье — будто в оправдание своего названия она сгорела. Пришлось начинать сначала. В октябре 1919 г., вскоре после освобождения Тюмени от колчаковцев, при фабрике был открыт первый в Тюмени детский сад.

В1935 г. спичечное производство в Тюмени прекратили. Вместо фабрики построили большой фанерокомбинат, благо березы — основного сырья — вокруг Тюмени великое множество. Всю Великую Отечественную комбинат работал на оборону: изготовляли фанеру, снова спички, ящики для боеприпасов и многое другое. О героическом труде рабочих комбината говорят такие факты: в 1942 г. коллектив получил Вторую премию ВЦСПС и Наркомлеса, а в социалистическом соревновании к7 ноября завоевал переходящее Красное знамя Наркомлеса и ВЦСПС; в 1944 г. фанерокомбинат получил переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Таких высоких наград в те суровые годы «за так» не давали.

Взрослым помогали подростки, ученики зареченских начальных школ N 13 и 23. Eжедневно по два часа сколачивали они ящики для мин, выполняли другие работы. В школах были созданы фронтовые бригады.28окгября1942 г. ученики школы N 13 обратились ко всем пионерам и школьникам Тюмени и Тюменского района с предложением о создании фронтовых пионерских бригад. Из своего заработка ученики вносили деньги на постройку самолета «Юный патриот». О работе фронтовой бригады школы N13 рассказывали журналисты Л.Лазарев и А.Тараданкин в 1960 г. в брошюре «Предисловие к жизни». В1995 г. о ней же А.Тараданкин опубликовал в Тюмени повесть «Тайна ЯМ-5» в книжке «Дети войны».

Борю Ильинского — руководителя школьного цеха при комбинате — судьба забросила в Вильнюс, где он работал на станкостроительном заводе.

Немало рабочих фанерокомбината было призвано в действующую армию. Погибшим на полях сражений рабочим поставили памятный обелиск на территории комбината, на берегу Туры. На плите у обелиска- фамилии 62 человек.

Теперь комбинат продолжает свое привычное дело: изготовляет различные сорта фанеры, благо спрос на нее есть как в России, так и далеко за ее пределами. Проблемы современной жизни не обошли и его: сокращена часть рабочих, фактически свернуто производство мебели… Но комбинат живет.

Вначале зимы 1941 г. на Береговой поселилось эвакуированное из Москвы предприятие: химико-фармацевтический завод им. Л.Я.Карпова. Здесь находились конный двор завода «Красный Октябрь» и мебельная артель»Победа», изготовлявшая знаменитые тюменские сундуки и лыжи. В их зданиях и расположился завод.

Приехавшие из Москвы рабочие, инженеры , техники строили новый завод на голом месте. Вручную в сильнейшие морозы копали котлованы под фундаменты, устанавливали оборудование. Уже в феврале 1942 г. выпустили первые шесть медицинских препаратов, а к середине лета-16 препаратов. Завод работал на оборону страны всю войну. В 1948 г. было решено оставить завод в Тюмени навсегда.

В настоящее время химфармзавод готовится к переезду на новую площадку в северо-восточном промузле Тюмени — на 9-й километр Велижанского тракта. По сути дела, это будет новый завод, и выпускать он будет новую продукцию для охраны здоровья людей.

Чуть позже, в 1942 г., на тот же конец Береговой улицы перевели пивоваренный завод, находившийся прежде на правом берегу Туры, где теперь завод АТЭ.

Раньше о пивоваренном заводе говорили и писали газеты мало. Где-то в начале 70-х кроме пива и безалкогольных напитков предприятие начало выпускать разлитую в бутылки минерализованную воду из источника на озере Малый Тараскуль. Удивительно, но как-то уцелел завод в годы крутой борьбы с пьянством и алкоголизмом в середине 80-х. «В люди» пивоваренный завод вышел буквально в последний год, когда его новый сорт пива «Заречное» дважды получил бронзовую медаль на дегустационных конкурсах в Москве осенью 1995

г. и в Санкт-Петербурге зимой 1996 г., бронзовую медаль за газированный напиток «Русалочка», дипломы за высокое качество нового пива «Монастырское», газированного напитка «Винни-Пух».

Административный корпус пивоваренного завода является памятником архитектуры конца XIX века. Это действительно самое красивое здание на Береговой. Первый этаж его кирпичный, второй — деревянный, оштукатуренный. Он стоит там, где Береговая, следуя из гибутуринского берега, делает крутой поворот. Фасад, обращенный к улице, густо покрыт мелким декором, придающим особую веселую нарядность зданию. Между этажами оно как бы подпоясано исключительно нарядным, в народном’ стиле, кушаком.

Eще в XVII в. на Береговой, на границе Бухарской и Кожевенной слобод, построили деревянную церковь. К1789 г. здесь соорудили Вознесенскую (Георгиевскую) церковь, возводили ее около 20 лет. Теперь от нее остались рожки да ножки, а прежде это был величественный храм с высокой колокольней со стороны реки. Вместе со стоявшим напротив на высоком туринском берегу Благовещенским храмом они составляли как бы белокаменные ворота в Тюмень. Это производило сильное впечатление на верующих, приезжавших в город по реке сверху, со стороны Ирбита и Туринска.

Рассказывают, что храм был очень богат. Владельцы зареченских кожевенных заводов Колмогоровы, Решетниковы, Собенниковы и др. жертвовали на храм не только деньги, но и церковную утварь из драгоценных металлов. Когда в 1922 г. большевики изымали у церквей драгоценности в фонд голодающих Советской России, то из Вознесенской церкви взяли только серебряных изделий 22 пуда, или в пересчете — 352 килограмма. Ни одна другая церковь Тюмени не имела столько серебра.

В начале 30-х гг. Вознесенскую церковь, как и все культовые здания Тюмени, закрыли. В ней какое-то время был клуб, причем, как мне рассказывали, церковная стеновая роспись оставалась незабеленной. В1939 г. после освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию Вознесенскую церковь превратили в нечто вроде распределительного пункта для пленных поляков: они в ней жили в ожидании дальнейшей судьбы. Мне рассказывал уже престарелый житель Береговой, что мальчишкой бегал в церковь менять хлеб и папиросы на польские монеты для коллекции, хотя это и не поощрялось родителями.

Позже церковь была передана овчинно-меховой фабрике, которая до сих пор использует ее как склад продукции и сырья. Без ремонта и самого простецкого ухода остатки церкви имеют жалкий вид. Церковь считается памятником архитектуры XVIII века, занесена в охранные списки, то есть «охраняется государством». В соответствии с планом подготовки Тюмени к400-л?тию 12 июля 1983 г. Тюменский тогда горисполком принял решение «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры». По этому решению здание Вознесенской (Георгиевской) церкви полагалось освободить и произвести ремонт, чтобы в 1985 г. оно стало объектом осмотра при обзорных экскурсиях по городу.

Однако в этом году будет уже 410-летие Тюмени, а Вознесенская так и остается складом АО «Тюменский мех», а к стенам ее и не прикоснулась даже малярная кисть. Работая над этим очерком, я навел справки о состоянии храма. Мне сказали, что в течение лета этого года, видимо, церковь будет окончательно освобождена. Внутри штукатурка с росписями на религиозные темы осыпалась, надо начинать все сначала тому, кто задумает восстанавливать храм.

Остатки Вознесенской церкви изображены тюменским художником А.И.Мурычевым на картине «Заречье».

Eсть на Береговой учебное заведение — средняя школа N 23. Это вторая средняя школа Зареки. Ведет свою историю она с августа 1923 г., когда под названием «Начальная школа водников» была открыта на ул. Ильинской (теперь25-го Октября) на правом берегу Туры. В 1927г. переехала на Береговую в дом N147 — старинное двухэтажное здание, разобранное в начале 60-х годов. Стояло оно здесь почти сто лет.

С1957 г. школа стала семилетней, и для нее в 1962 г. построили трехэтажное кирпичное здание; в 1973 г. школа стала средней N 23. В прошлом году она, как и другие школы Тюмени, получила еще зачем-то дополнительное название «муниципальное образовательное учреждение», или, сокращенно, МОУ. Чего только не выдумают бюрократы, выпущенные на оперативный простор!

Школа N 23 — оригинальнейшая в Тюмени, других таких я не видел. Фасадная стена ее держится на железных подпорках. Когда я произнес это слово, завуч Татьяна Аркадьевна поправила меня: «Накронфорсах!» Правда, я не нашел такого слова в «Современном словаре иностранных слов», наверное, за рубежом оно уже не входу — обходятся без кронфорсов. Кроме того, простенки между окнами связаны металлическими уголками и стежками.

Был у советских строителей когда-то лозунг: «Строим на века!». Всего 30 лёт простояла школа N 23, и в 1992 г. появилась острая необходимость подпереть ее кронфорсами (по-русски — подпорками) и завернуть в железные пеленки.

Был еще один лозунг: «Все лучшее — детям!» На школе N 23 наглядно видна лживость его. И теперь школа живет и работает в аварийном здании. В кабинете завуча во всю стену трещина. Мне сказали, что в школе нет учеников, состоящих на учете в детской комнате милиции. Постучим по дереву, хоть мы и не суеверные.

Далее по Береговой находился лесоторговый склад с тарным предприятием. От него остались бревенчатые бараки и домишки, где еще живут люди. А говорили, что в Тюмени не осталось бараков…

Чуть ниже находился перевоз, где можно было переправляться с левого берега Туры на правый. Он был закрыт, когда построили мост(1) в створе ул.Челюскинцев (осень 1961 года).

И еще одно предприятие находится на ул. Береговой — промышленно-производственная база АООТ строительной фирмы «Жилье». На этом месте в годы войны разместилось эвакуированное предприятие-завод «Цепи Галля», так называются втулочно-роликовые цепи типа велосипедной, они широко используются в технике. Завод выполнял оборонные задания, население называло его «танковым». После войны завод изготовлял торговые весы, механизмы для очистки хлопка и др.приборы. Из него выделился нынешний приборостроительный завод.

За Профсоюзным мостом на Береговой располагается хозяйство ремонтно-технических мастерских Тюменского района водных путей Обь-Иртышского речного пароходства. К навигации здесь готовят суда, обеспечивающие нормальное судоходство на реках от д.Каменки чуть выше Тюмени до Тобольска: промеры глубин, установку бакенов, буев, углубление фарватера и прочее.

Здесь уже защитной дамбы нет, мастерские и жилые дома построены на самом высоком месте берега, у воды. Когда весной она в реке поднимается выше 7,2 м над меженью (самым низким летним уровнем в реке), все здесь заливается Турой. На бетонном фундаменте двухэтажного брусового дома мне показали горизонтальные полосы — их оставили грязные полые воды реки в последнее наводнение. В половодье здесь, как в Венеции итальянской, пользуются лодками, чтобы попасть на работу, доехать до профсоюзного моста и сходить в городские магазины. Раньше и в них плавали на лодках. Ладно, теперь мост построили, но все равно за всем надо в город, здесь магазина нет. Был случай, когда жителей этой проклятой богом и властями окраины забыли пригласить на выборы. Однако на выборы мэра и теперешней Думы пригласили. Интересно, что они сделают для населения этого конца Береговой?

На берегу, уткнувшись носами в песок и кусты тальника, ржавеют отбегавшие свое по туринским волнам катера. Когда-то металлолом собирали, теперь, видно, он никому не нужен.

Улица Береговая — выгодное место для проявления профессионального мастерства городских архитекторов. Eсли тут что-либо приличное возвести, оно будет у всех на виду, а имя архитектора — у всех на устах. А что еще надо автору архитектурного сооружения? На Береговой же есть где развернуться со стройкой.

По этой причине на Береговую покушались не только архитекторы-одиночки, но и целые архитектурные коллективы. Они разрабатывали чудесные архитектурные ансамбли, но… построй ли только высокую трубу фанерокомбината. Недаром говорят: у семи нянек дитя без глазу. До сих пор Береговая не стала украшением города, она осталась его невзрачной Золушкой. На ней даже нет тротуаров: люди и машины двигаются вместе. Eдинственное, что было сделано, — это прикрыли Береговую, а с нею и часть ближней Зареки тополями, что густо роняют в июне свой пух на улицу и реку.

По одному из последних проектов полоса берега шириной 300 м между челюскинским и профсоюзным мостами будет отдана для общественных зрелищных сооружений, посадят здесь деревья, проложат бульвары для прогулок и т.п. Когда это будет? Не ранее ХХ? века. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется…». Но кто’ то будет гулять по проектируемым бульварам, если, конечно, у нового поколения городских архитекторов не появятся свои более свежие мысли относительно застройки Береговой и всей Зареки.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта