Notice: Object of class WP_Error could not be converted to int in /var/www/gp_tm_courier/data/www/tm-courier.ru/wp-includes/post.php on line 6124
X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У хранителей нашего общего наследия появились свои шит и меч

В суматохе майских праздников мы с вами, дорогие тюменцы, почти не заметили одно очень важное культурное событие. Недавно вступил в действие очередной ЗАКОН (так напечатано!) Тюменской области, принятый ее Думой и подписанный Л.Рокецким. И название его — четкое и ясное: «Об охране и использовании историко-культурного наследия на территории Тюменской области».

Независимая юридическая оценка — дело специалистов, хотя мое дилетантское восприятие плюс знакомство с текстами целого ряда аналогичных документов позволяют на личном уровне поставить ему хорошую оценку. В первой главе определяется и регламентируется деятельность органов государственной власти. Наше наследие находится под охраной ее органов и местного самоуправления. Специально уполномоченные ими структуры будут находить, учитывать, консервировать, реставрировать, организовывать научное изучение и охрану наших памятников. Очень серьезные права в этой области предоставлены комитету по культуре администрации региона.

Конечно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить…», жизнь есть жизнь, новые российские законы действуют с большим скрипом, правовое сознание общества ниже всякой критики. И все же важно, что они появляются, обладают реальной перспективой. Вот почему меня обрадовала жестко прописанная норма (гл.1, ст.2), что постановления комитета или уполномоченных им инстанций в целях использования и охраны историко-культурного наследия «обязательны для органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц», действующих в нашей области.

Точнее сформулированы положения о разработке и реализации областных программ, контроль за соблюдением закона объявлен государственным, как и реестр памятников нашего наследия. Демократическому характеру российских перемен соответствует статья 15 в 4-й главе («Выявление и государственный учет объектов историко-культурного наследия»), ибо в таких мероприятиях, помимо госорганов, могут участвовать местное самоуправление, научные общества, общественные организации, фонды и даже граждане.

Правда, при обмене мнениями с нашими музейщиками и энтузиастами в этом деле были и озабоченные голоса. Мол, а что будет теперь с музеями и памятниками, где работа идет на общественных началах? Да ничего плохого, решать будут сами люди, органы местного самоуправления. При желании и соответствующей помощи можно будет сохранить и скромный школьный музей, комнаты народной славы, документы и вещи ветеранов военной поры, памятные места, сельские некрополи и усадьбы.

Вторая глава посвящена экономическому регулированию, финансовой стороне дела, хозяйственному использованию недвижимых памятников истории и культуры, возможности арендных отношений. Прямо сказано, что все полученные средства должны использоваться исключительно «на цели изучения и сохранения» памятников.

Помимо бюджетного финансирования допускаются внебюджетные поступления, средства от спонсоров и меценатов. Предусматриваются налоговые и иные льготы для всех структур, которые будут заботиться о памятниках. Строже стали юридические нормы отношений с арендаторами, любителями покопаться и разрушить вековечное на заповедных землях.

Кстати, охране и использованию земель историко-культурного назначения отведена в законе специальная глава. Режим земель установлен как заказной (допускается ограниченная хозяйственная деятельность) и заповедный. Может, теперь уникальная экологическая и археологическая система озера Андреевского получит статус особого заповедника.

Вполне современными выглядят главы об экспертизе и лицензировании в этой важной сфере, ответственности за правонарушения. Что касается последней «номинации», то здесь нет особых новаций. И раньше действовали нормы штрафов и уголовных наказаний. Вот и сейчас штрафы прописаны разборчиво. Так, юридические лица, к примеру, разрушившие без следа старинный особняк с редкой красоты деревянной резьбой, должны заплатить «от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда». По сегодняшней мерке это от 7 до до 14 млн. руб. Для тех, кто уже «поработал» в Тюмени на сей ниве, ну просто смешные деньги. Недавно у нас сгорел в исторической части знаменитый «серебряный» особняк. И что? Да ничего… Опять в законе остается интересная щель, когда уголовный характер содеянного с памятниками с помощью тертых адвокатов можно будет перевести в «штрафной» ранг.

Декларативный характер имеет и строка: «Бережное отношение к памятникам истории и культуры является обязанностью каждого гражданина». И времена, и наши нравы очень далеки от этой заповеди. В преамбуле закона раскрыто значение его терминов: историко-культурное наследие, археологическое, этнокультурное, историко-мемориальное, архитектурно-градостроительное наследие… Что и говорить, дело нужное. Только возникает впечатление, что в ряде мест дается слишком специальное, «затемняющее» суть толкование. Так, в расшифровке «этнокультурного наследия» читаем про «участки местности, устойчиво функционирующие в национальных культурах, имеющих историческую и ментально-социальную значимость для их носителей…» М-да, многим, скорей всего, потребуется особый «перевод».

Молчит закон и про такую сложную реалию нашего переходного периода, как конфликт между музеями и церковью, требующей немедленной передачи в свое владение культовых зданий, в которых размещены музеи, их фондов. А между тем они во многих странах давно нашли общий язык, ибо вера и культура — от одного божественного корня. Но будем справедливы — этот закон неплохо заполнил еще одну важную правовую нишу в юридическом оформлении наших перемен.’ .

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта