Тюмень 1907-го: автопробег и шпионаж
Начало нынешнего века было периодом зарождения и становления автомобилизма. Автомобили воспринимались тогда так же, как орбитальная станция на околоземной орбите в наши дни… Именно тогда, почти 90 лет назад, весной 1907 года, был проведен один из первых международных автопробегов по маршруту Пекин — Париж вдоль Сибирского тракта. Путь отважных гонщиков лежал через Тюмень,
В автопробеге участвовали четыре экипажа. Автомобили «Де Дион» вели Георгий Камке и Эжен Лелувье, Виктор Кол-миньон и Жан Базен. Экипаж «Контанта» составили Август Понс и Мерель Фуко, а за рулем машины марки «Спинер» находился Карл Годар. Им предстояло пройти сложный многокилометровый путь в различных погодных условиях и под неусыпным наблюдением российской полиции. Дело в том, что департамент полиции располагал точными сведениями о том, что организовавшая пробег редакция газеты «Matin» занималась в годы русско-японской войны шпионажем в пользу Страны восходящего солнца. Поэтому начальник Тобольского губернского жандармского управления полковник Вельк был обязан осуществлять тщательное наблюдение не только за автомобильными экипажами, но и за журналистами, освещающими это событие — Жаном де Мотолли и Леоном Жервилем, -во время появления их в пределах Тобольской губернии. В свою очередь, он строго предписывал находящемуся в Тюмени жандармскому ротмистру Eмельянову: «Иметь неослабное наблюдение за тем, чтобы автомобилисты не производили никаких разведок и фотографирования в местах, имеющих стратегическое значение, как-то: железнодорожных путей и Тюменской пристани…».
14 мая 1907 года в Тюмени получено секретное предписание о том, чтобы были немедленно сняты копии маршрута пробега Тюмень — Курган и представлены в Тобольск. Соответствующие меры безопасности были приняты.
Появление четырех автомобилей на улицах Тюмени вызвало восторг горожан, ставших очевидцами незаурядного зрелища — одного из первых авторалли по сибирской земле.