X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Свободе надо учиться

Комарова и Леонида Ткачука. Мэтры сумели «пробить» для ребят путевки на областное совещание молодых литераторов. Но там были свои правила, фальшивые розыгрыши рабочей косточки, царствовали официозно-советский стиль и лицемерный мажор оскопленной идейности и псевдонародности.

Университетских посланцев обвинили в зауми, мелком философствовании и сомнительном самокопании. Один из мэтров посоветовал им «повариться в рабочей гуще», поработать на буровой». После такого душа отношения наших филологов с официальной писательской организацией стали прохладными. И вот издательство «СофтДизайн» Юрия Мандрики выпускает в текущем году сборник стихов Владимира Белова, Виктора Захарченко и Сергея Комарова с заглавием «Поколение покоя». Можно спорить о поэтических изысках, мотивах этих авторов, но им действительно присуще свое оригинальное видение мира, свой духовный строй мыслей. А элегичность и философичность многих стихов сборника уже не воспринимаются в наши дни как идеологическая диверсия против недавнего социального оптимизма. Eще пять лет назад выход такой книги был бы невозможен, как и открытие издательства.

Ирония судьбы — на Пушкинском вечере 6 июня с. г. вчерашние гонители вежливо хлопали вчерашним университетским поэтам. А Виктор Захарченко, между прочим, отличился тем, что недавно получил тираж своего первого сборника. Ирония судьбы — вторая выставка нашего художника Геннадия Райшева второй месяц открыта для всех в залах бывшего Дома политпроса. Того самого, где в недавнем прошлом на семинарах культпросветработников его отлучали от «передового» искусства эпохи.

А кто бы позволил нашему театру кукол и масок поставить на своей сцене пьесу великого абсурдиста Эжена Ионеско «Лысая певица» ? Вряд ли прошла цензурные рамки версия романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» в нашем «большом» театре драмы и комедии. Ведь она была настроена на ведущий мотив великого романа о христианском очищении души.

В конце 80-х гг. помню, как осторожно обходили стороной прекрасного хоровика Владимира Графова, дерзнувшего пригласить на вузовскую сцену певческую группу из Знаменского собора. И более того, ученики нашего мэтра разучили несколько духовных произведений русских композиторов и выступили в одном концерте с церковным хором.

Нас было лишь двое в зале из всей «храброй» тюменской интеллигенции в день первого в Тюмени после долгого перерыва исполнения в «светских» условиях духовной музыки — я да Иван Саморуков, доцент кафедры русского языка. Это уже потом свечи в храмах ставить было некуда…

Тяжело сейчас нашей школе, очень тяжело. Кстати, я не согласен со своими коллегами из «Курьера», муссирующими тему «вымогания» директорами и учительством денег с «несчастных» родителей на просто позорные и для нынешней ситуации школьные нужды. Факты — упрямая вещь. Даже в страшные годы разрухи в России начала этого века во многих деревнях справные мужики отдавали последнее и всем миром строили свою школу. Могу назвать тысячи адресов.

В Тюмени обошел несколько школ. Везде речь идет о взносах на добровольной основе, что не противоречит законам, ведь мела не на что купить. Решения принимают на родительских собраниях и советах. И наши сорок тысяч из семейного бюджета на краску для школьного кабинета, где учится наша дочь, хотя доцентские доходы сейчас не ахти, мы внесли без колебаний.

С другой стороны, где вы видели такое разнообразие педагогических методик, новых направлений в обучении — лицеи и колледжи, гимназии и высшие училища, а также вальдорфские школы, школы диалога культур, центры эстетического воспитания?

Будете в районе архитектурно-строительной академии — обратите внимание на почти законченное здание рядом с Никольской церковью. В нем наша епархия собирается открыть церковно-приходскую школу. И это тоже знак свободы. И таких знаков в городской культурной жизни с 12 июня 1990 года я насчитал в своей хронике (конечно же, неполной!) свыше 500… Невозможные до этой даты выставки и концерты, встречи и; фестивали, конкурсы и книги… Потом полистал подшивки двух: областных газет (с 80-го по-85-й), попробуйте, очень полезно: до чего же пресной, причесанной и однообразной была та культурная жизнь. Да, помню, помню, не перебивайте — и приезд товстоноговского БДТ из Ленинграда, и «Ленком» Игоря Владимирова. И наши спектакли «Забыть Герострата», «До третьих петухов», и театральные студии в «универе», в «индусе», в «меде»… Но сии исключения тонули в серой правильности.

Жуть бездуховности, вонючие проказы местных порнушников, слабина в культуре многих удачливых деловых людей, сиротство и разбой? Знаю и сам страдаю, иногда в бессилии бросаю перо… Но вот встают девчонки-первокурсницы и читают на Пушкинском вечере такие свободные стихи, что сразу видишь: сквозь злую муть еще не перебесившегося хама пробиваются добрые ростки. И в нашей Тюмени их число прибывает, а не уменьшается. Только что закончился фестиваль кукольных театров — ни грана порнухи с чернухой, хотя некоторые спектакли «пугали» декамеронами и страшилками, стриптизами и черной мистикой. А на поверку оказалось, что культура перестала уступать «его препохабию» и воюет за наши души на жанровых территориях дешевой развлекаловки и нравственного разложения.

Только творческой свободе надо учиться заново. Ибо она лишена недавних жестких прописей и зауженного идеологического выпаса. Eще Пушкин воскликнул о художнике: «Ты сам свой высший суд!» Увы, наши радикальные гении понимают сей возглас как индульгенцию на безоглядное самовыражение, крутое навязывание себя публике. Обратите внимание на смысл высшего пушкинского суда. В нем — божественный свет рублевской «Троицы», карамзинская история, тургеневские женщины и герои Льва Толстого, великие творения текущего века. Это сладкое слово «свобода» … Да… но и очень ответственное слово. Дабы живущий рядом с тобой обливался слезами просветления над вымыслом твоим, вдохновением твоим…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта