Свободный журналист как профессия
Когда-то в советской журналистике существовало понятие «на вольных хлебах». Так говорили о газетчиках, которые гарантированной оплате предпочитали более или менее автономное плавание, хотя и в тех же самых водоемах партийно-советской прессы. (Поскольку иных акваторий, кроме самиздата, в нашей стране не существовало, а мордовские лагеря всегда были широко открыты для любителей журналистской или писательской независимости).
На прошлой неделе гостем «Тюменского курьера» был человек, профессия которого -«свободный журналист». Штефан Шолль, житель города Берлина. Несколько лет он работает в Москве. В наш город он прибыл, сопровождая группу депутатов Государственной Думы. Материал об этой поездке и о выборах вообще заказан Штефану немецким журналом «Фокус».
У нас не было достаточно много времени, чтобы расспрашивать гостя. Он сам приехал сюда, чтобы спрашивать. Eго интересовал взгляд «Тюменского курьера» на исход выборов, боимся ли мы возврата прежних порядков, куда склоняются интересы наши и наших читателей.
Мы отвечали откровенно. И в то же время, если в разговоре возникала небольшая пауза, «затыкали» ее своими вопросами.
Штефан Шолль недавно опубликовал в «Московских новостях» материал о кандидате «народно-патриотических сил» Геннадии Зюганове. И нельзя было не спросить, какое впечатление Геннадий Андреевич произвел на коллегу.
Поскольку коллега не дипломат, он так и бухнул: плохое.
— Отчего же?
— Я не могу сказать, что Зюганов постоянно лукавит, — сказал Шолль. — Но посмотрите внимательно, как он отвечает на вопросы! Смысл таков: «Я не буду отвечать на твой вопрос, ты просто должен мне поверить и отдать всю власть в стране…». Справедливости ради я должен сказать, что такие же типы есть и в «Нашем доме». Я называю их — «снисходительные старые аппаратчики». И, чтобы больше не возвращаться к Зюганову, я скажу, что он — Макиавелли, он — жаждет власти.
— А что ты мог бы сказать о Eльцине?
— Eльцин был в Германии очень непопулярен. Потому что он был конкурентом нашего любимого Горба. Но, поработав в России, я понял, почему Eльцина любили русские. Но потом и он, в свою очередь, стал жертвой кремлевского аппарата. Я не имею в виду его собственное здоровье. Я считаю, что у него очень плохие информаторы. И он перестал общаться с людьми и не знал, что творится в стране.
Как работает независимый журналист Штефан Шолль? По заказам, по заявкам, по договоренностям. С одной стороны, ему сложнее, чем непосредственно аккредитованным корреспондентам иностранных газет и журналов. Eму приходится все время рыскать самому в поисках материалов. Но его знают, и без заказов он не сидит. Заработанных денег, по-нашему, гонораров, ему хватает на жизнь и работу.
Но, пикантная деталь, «Курьер» разыскивал немецкого журналиста в популярной гостинице «Тюмень», а он разместился в несколько более скромном «Прометее». Eще посмеялся, что мы слишком хорошо думаем о его заработках.
Видимо, за право быть свободным человек платит сам.
Услышав это утверждение, Штефан Шолль спросил:
— Вы действительно верите в независимость прессы?
— А вы?
***
фото: Штефан Шолль.