Сибири ландкарта надобна, или ((Более в Тюмени бумаги нету…»
Неутомимый реформатор России Петр I придавал большое значение исследованиям Западной Сибири.
Летом 1721 года губернатор Сибири, потомок кабардинских князей Алексей Михайлович Черкасский, направил в Тюменскую воеводскую канцелярию предписание. В нем говорилось: «По указу великого царя и великого князя Петра Алексеевича в города Сибирской губернии Тюмень, Туринск, Верхотурье, Пелым, в слободы и остроги послан геодезист Иван Захаров и капитан Мякинин». Губернатор приказал воеводам сибирских городов дать людей для «мерения пути».
Геодезиста Захарова сопровождали четыре ученика: Василий Сыромятников, Иван Eгоров, Антон Горохов и Петр Поляков. Экспедиция была успешной, но карта Западной Сибири еще хранила в себе много белых пятен.
Исследования продолжались и при преемниках Петра. 5 августа 1737 года в Тюмень прислан от статского советника Василия Татищева геодезии прапорщик Петр Павлуцкий, наделенный большими полномочиями. Он заявил тюменскому воеводе, что «прислан я в Сибирскую губернию для писания геодезических карт и велено мне оные сдать в срок». Павлуцкий потребовал рабочих и служивых — шесть человек с собственными лошадьми. Кроме этого, энергичный прапорщик пожелал иметь «писчей бумаги 10 десятей» (так в документе).
Бюрократическая машина губернии двигалась медленно. Лишь 5 июля 1740 года тюменский воевода, прапорщик Макаров, сообщил Павлуцкому о направлении ему «отставных солдатов 6 человек с лошадьми, а писчей бумаги дать 2 десяти, ибо более в Тюмени бумаги нету…».
Тюменская воеводская канцелярия обеспечила экспедицию чем могла, приказав расход на прокорм и жалование отпускать безудержно. Исследования продолжались..’