От «механического извозчика» до начальника ГАИ
Именно такой путь проделал Василий Иванович Рудзевич, возглавлявший тюменскую госавтоинспекцию с 1944 по 1960 годы.
— Кожаная куртка, краги, яловые сапоги… Это было в тридцать втором, когда я закончил водительские курсы и возил на легковом авто директора одного из красноярских заводов. Потом работал инструктором практической езды, познакомился со многими марками отечественных и зарубежных машин. А уже в 1936 году, после окончания Томского автодорожного техникума я попал в Омское УНКВД и тесно связал свою судьбу с рабочее-крестьянской милицией. Начал лейтенантом — закончил подполковником.
Работа тогдашних и нынешних гаишников заметно отличается. Мне, например, приходилось лично участвовать в проведении техосмотров, осуществлять контроль за ремонтом машин и обеспечением безопасности .на дорогах. Нередко поднимали в ночное время, так как ответственность за принятые решения лежала на мне. Приходилось идти на конфликте начальниками, которые привыкли использовать так называемое «телефонное право»…
— Как в те годы обстояло дело со взятками?
— Припоминаю такой случай. На одной из переправ через Туру был наведен понтонный мост. Мы установили там свой пост. И вот до меня дошло сообщение, что один из инспекторов мог взять подношение в виде бутылки газировки. Проверили, поймали с поличным. Заставили заплатить за лимонад и перевели на другое, менее «доходное» место…
В марте Василию Ивановичу исполнилось 84 года. Он обладает отличной памятью, хорошо ориентируется в происходящих в стране и за рубежом событиях. По-прежнему часами копошится в гараже со своим стареньким «Москвичом». Любит читать книги, ездить в лес за грибами…
— А как насчет быстрой езды?
— За рулем напрочь забываю о всех болячках! — молодо глянул из-под лохматых бровей «механический извозчик». — Но повода для замечаний со стороны работников ГАИ стараюсь не давать…
***
фото: В.И.Рудзевич в 50-е годы и нынче.;