X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Проблемы вкладчиков г. Тюмени и пути их решения

У многих жителей г.Тюмени возникли серьезные проблемы с возвратом собственных денежных средств, внесенных в виде срочных вкладов в ту или иную финансовую компанию или коммерческий банк.

В администрацию города поступают жалобы от вкладчиков АОЗТ «Русский дом селенга» и АОЗТ «Русская недвижимость», зарегистрированных в г. Волгограде, ТОО «Хопер-инвест» и АОЗТ «Гермес-Финанс», головные офисы которых расположены в г. Москве.

Из региональных организаций не возвращают вклады АОЗТ «Eвроком», Западно-Сибирская инвестиционная компания, Западно-Сибирская финансовая компания, АОЗТ «Артон», а также ряд коммерческих банков.

В городе функционируют Главное управление ЦБ РФ по Тюменской области, областное и районные УВД, налоговая инспекция, налоговая полиция, народный и арбитражный суды, контрольно-ревизионные управления, областная, городская и три районных прокуратуры. Кроме этого созданы несколько общественных организаций по защите прав вкладчиков. Практически имеются все условия для ликвидации обанкротившихся финансовых компаний и организаций, деятельность которых на финансовом рынке осуществлялась без соответствующих разрешений (лицензий), выявления должников этих организаций, ареста и продажи имущества с последующим возвратом денежных средств вкладчикам города.

Однако, несмотря на наличие значительного числа правоохранительных органов, инспекций и ревизионных управлений, в течение последнего года ни одна из названных финансовых компаний (учреждений), зарегистрированных в городе, до сих пор не ликвидирована.

В соответствии с законом «Об акционерных обществах»от26.12.1995 года N 208-ФЗ органы государственной власти и местного самоуправления не несут ответственность по обязательствам акционерных обществ, но независимо от этого администрацией в течение 1994-95 гг. проводилась разъяснительная работа об экономических рисках вкладов горожан путем публикаций статей в газетах, выступлений по радио и телевидению;

распоряжением первого заместителя главы города В.Л.Терентьева от 19 декабря 1995 года N 3024 назначено ответственное лицо по защите прав вкладчиков и акционеров;

проводятся консультации по вопросам, касающимся защиты прав вкладчиков и акционеров, оказывается юридическая помощь;

не реже одного раза в неделю предоставляются залы для проведения собраний вкладчиков;

оказывается материальная поддержка общественным организациям и инициативным группам.

Общественными организациями и инициативными группами была проделана большая работа, но принимаемые меры не дали результата — денежные средства вкладчикам не возвращаются.

Основной причиной, по нашему мнению, является отсутствие в области единой целевой программы по защите прав вкладчиков. Каждая организация и инициативная группа, проводя работу самостоятельно, не учитывает ряд объективных факторов, которые не позволяют достичь положительных результатов.

Как показал опыт работы наших специалистов, большинство горожан не понимает особенностей функционирования финансового рынка, не оценивает степень экономического риска, возникающего при предоставлении денежных средств в доверительное пользование той или иной финансовой компании. Отдельные вкладчики подписывают документы о добровольном пожертвовании средств господину Мавроди, получая за это красивые бланки, напоминающие денежные знаки. Ну а о добровольном ответном пожертвовании со стороны Мавроди, естественно, говорить не приходится. В городе начинают создаваться посреднические организации, которые обещают вернуть горожанам денежные средства, вложенные ими в ту или иную финансовую компанию. Сотни доверчивых горожан, как и прежде, отдают безвозмездно свои денежные средства этим , новым организациям.

Поступающие в администрацию города просьбы и требования компенсировать вклады за счет средств городского бюджета удовлетворить невозможно, так как в случае компенсации этих и подобных им вкладов катастрофически не будет хватать средств на закупку медикаментов, выплату заработной платы и на другие социальные мероприятия (программы) города. На наш взгляд, нет необходимости объяснять, какой ущерб будет нанесен городу в данном случае.

Отдельные вкладчики считают, что вышеупомянутые региональные финансовые компании не следовало регистрировать. Администрации районов города вправе отказать в регистрации акционерных обществ лишь в случаях, когда представленные учредительные документы не соответствуют установленным требованиям. Иное законодательными актами Российской Федерации не предусмотрено.

Всех вкладчиков можно условно разделить по социальному положению: на предпринимателей (сумма вкладов 50,0-300,0 млн.руб.), социально обеспеченных вкладчиков(сумма вкладов от 2,0 до 50,0 млн. руб.) и малообеспеченных вкладчиков(сумма вкладов менее 2,0 млн.руб.). Вкладчики-предприниматели сами не обращаются в администрацию города. Перекрывают дорогу, блокируют здания администрации вкладчики-пенсионеры, пытаясь таким образом вернуть свои денежные средства и, объективно, средства более состоятельных. Редко обращаются и социально обеспеченные вкладчики.

Администрации города и области неоднократно оказывали помощь пенсионерам и другим малообеспеченным жителям города. Возлагались особые надежды на Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года N 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров», которым предусматривался ряд мер по защите прав вкладчиков, в том числе законодательный акт о местных фондах. Предусматривалась компенсация ущерба вкладчикам. Прошло уже более четырех месяцев, но каких-либо существенных решений со стороны правительства РФ так и не принято.

Администрация города считает необходимым мобилизовать усилия всех организаций, способных помочь вкладчикам. С этой целью правоохранительным органам стоит назначить ответственных лиц по защите прав вкладчиков и акционеров, что даст возможность своевременно принимать меры по пресечению незаконной деятельности финансовых организаций в городе.

Известно, что одним из первых признаков банкротства организации является ее неплатежеспособность, в том числе и неуплата налогов. Поэтому все организации, работающие с ценными бумагами и денежными средствами жителей города, должны быть под особым наблюдением со стороны налоговой инспекции и полиции.

Совершенно недопустима деятельность компаний, осуществляющих операции на финансовом рынке, не имея лицензий. Надзор за исполнением законов Российской Федерации входит в прямые обязанности органов прокуратуры, и остается надеяться, что деятельность таких компаний будет приостановлена, а сами организации будут ликвидированы.

Мы надеемся, что будет оказываться помощь и со стороны УВД по розыску имущества ликвидируемых финансовых компаний с целью его ареста, продажи и. возврата денежных средств вкладчикам.

Специалисты администрации дополнительно к принимаемым мерам изучают возможности и целесообразность создания городского фонда на базе существующих нормативно-законодательных актов Российской Федерации. В дальнейшем по результатам этих работ, а также работ правоохранительных органов и общественных организаций, с учетом вновь разрабатываемых законодательных актов Российской Федерации, будут приниматься соответствующие решения.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что только совместные целенаправленные усилия всех организаций, в обязанности которых входит защита прав вкладчиков, позволят решить проблему возврата денежных средств жителям города.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта