Вечные проблемы невечного двигателя
Он сконструировал новый двигатель, но воплотить идею до конца не удается уже на протяжении нескольких лет. А ведь ради технического творчества Зверев позабросил политику и экономику, хотя нередко выступал на страницах газет, в том числе и центральных, с критикой беспорядков, предлагая конкретные и вполне реальные пути выхода из кризисной ситуации.
— Устал биться лбом о стену, -печально улыбается Александр Зверев. — Надеялся, что кому-то понадобятся мои изобретения и рацпредложения. Увы, вскоре убедился, что и на этой дороге у нас сплошные ямы и завалы: к примеру, чтобы внедрить простейшее новшество, по-прежнему надо обить множество порогов, важных инстанций, доказывая, что ты не верблюд, а твое изобретение поможет людям. Понадобилось пять лет активной переписки, чтобы получить авторское свидетельство на изобретенный мною двигатель.
— В чем его принципиальное отличие от других?
— В кинематике — системе передачи с поршней на коленчатый вал. Готовы несколько моделей, два макета. Испытания прошли успешно. Конструкция имеет явные преимущества и может быть использована практически во всех отраслях народного хозяйства — от переносных бытовых агрегатов до сельскохозяйственной техники и легкомоторной авиации. Установка многодвигательная, способна работать в заданном режиме даже в случае отказа одного или двух двигателей. Представляете, у вертолета в воздухе отказал двигатель? Так вот, с моим движком он не рухнет на землю, только и всего. При этом вес двигательной системы значительно меньше серийного двигателя, а мощность — больше.
— Готов ли двигатель к серийному производству?
— Схемы есть, испытания позади. Осталось получить техзадание. Весь вопрос в том, кто из наших производственников возьмется разместить заказ на своем предприятии. Ко мне приезжали специалисты из Москвы, Златоуста. Толковые, грамотные технари, они готовы были сотрудничать тесно и плодотворно. Но тут подоспела конверсия, появились многочисленные финансовые трудности — и все рухнуло. Теперь надежда на то, что найдутся влиятельные государственные мужи или богатые спонсоры, которые помогут. Нам, кстати, не так много надо, я все рассчитал: бригадой из трех человек мы за полгода сделаем двигатель мощностью 150 лошадиных сил, весом не более 40 килограммов. Дайте нам нормальную зарплату и кое-что для приобретения материалов — результат не заставит себя ждать…
На чудика Зверев не похож. В небольшом коллективе экспериментального участка плехановского аэропорта его ценят и уважают. После окончания Сызранского военного училища летчиков Александр летал на различных типах вертолетов, а потому и в пилотской среде его держат за своего. Одержимый мечтой, Зверев способен на длительное время забыть о пище и сне, о жене и детях. Он верит, что добьется своего. Лучше раньше, чем поздно. Вечных двигателей, как известно, в природе не бывает. Но даже если детище Зверева начнет потихоньку стареть, автор найдет средство «омоложения».
Мне довелось видеть его в мастерской: не надо быть крупным специалистом, чтобы понять — двигатель Зверева и впрямь необычен, красив, компактен. На фоне стоявших по соседству стандартных собратьев он выглядит просто игрушкой. Так неужели никто не оценит его по достоинству?