Почаще балуйте!
Недавно по делам была в роддоме. Видела, как по коридору возят новорожденных на кормление — тележка погромыхивает на неровностях пола, младенцы кричат, сплющивая припухшие веки и разевая голодные рты… Они — все! — такие хорошенькие. Они все такие славные. Добрые. Честные. Любят своих родителей, ни за что, даже не зная их толком. Они такие доверчивые. Когда удается заглянуть им в глаза (а это удается, когда они не спят), в глазах их обнаруживаешь удивительную чистоту. И ужасаешься: откуда же берутся дети злые и жестокие, как из маленьких ангелов вырастают маленькие врунишки или даже большие обманщики, откуда, в конце концов, появляются воры? Приходишь к выводу, что эта природная чистота исчезает, как только мы, взрослые, беремся за воспитание своих детей.
Конечно, мы стараемся изо всех сил. Мы хотим как лучше. При этом надо признаться, что главное мерило воспитанности для нас — это послушание. Послушный ребенок считается воспитанным, непослушный — наоборот. А самым популярным методом воспитания по-прежнему считается запрет.
Я Не вижу ничего плохого в том, что ребенок с малолетства знает слово «нельзя». Ребенок должен знать это слово. Вопрос в том, какой смысл в него вкладывать.
«А кто плачет? Нельзя плакать», — говорят, утешая, новорожденному. «Нельзя совать ручку в рот», — говорят грудному младенцу. «Нельзя ковырять в носу» — это уже адресуется ребенку постарше. Дальше — больше: нельзя шуметь, кричать, ломать игрушки, рвать книжки, плеваться кашей… Нельзя смотреть телевизор, нельзя шлепать по лужам, нельзя перебивать, когда взрослые разговаривают — и так далее, и тому подобное. Ребенок понимает, что на самом деле все запрещенное делать можно, ничего страшного не случится. Взрослые, кстати, иногда поступают и похуже. И тоже ничего.
Eсть многое в этой жизни, чего делать действительно нельзя никому. Нельзя убивать. Нельзя украсть. Нельзя делать другому плохо. (В общем-то, как видно, эти общечеловеческие нормы поведения сформулированы давным-давно: читай заповеди Торы, Нагорную проповедь Иисуса Христа, а также моральный кодекс строителя коммунизма. То есть я хочу сказать, что запреты эти — вечные, что они есть человеческая мораль).
Запрещая ребенку все и вся, злоупотребляя магическим словом «нельзя», мы, получается, ставим знак равенства между «нельзя ковыряться пальцем в зубах» и «нельзя лишать другого жизни»…
Конечно, я не призываю разрешать ребенку все на свете. Конечно, ковырять в носу — это безобразие (хотя каким еще способом ребенок может очистить нос? Взрослые тоже это делают, только без свидетелей). И перебивать старших —
некрасиво. И обманывать невыгодно .- никто потом верить не оудет. в принципе, можно даже пальцы в розетку совать — только это смертельно опасно. Тем более можно шлепать по лужам, валяться в грязи и вываливать ненавистную манную кашу «незаметно» под стол. Все это делать можно. Думаю, что ребенок поймет, что всего этого делать не стоит. Eсли вы ему, конечно, объясните. Для этого вы найдете в русском языке много разных выражений.
Жизнь наша к детям сурова. Хочется, чтобы твой ребенок был счастлив, а как это сделать? Хочется, чтобы он имел все, что нужно, а большего мог добиться сам. Хочется, чтобы он вырос свободным от комплексов и страхов…
«Балуйте детей побольше. Вы не знаете, что их ожидает», — писал Владимир Набоков. Не думаю, что писатель имел в виду заваливать ребенка конфетами. Просто поменьше глупых запретов. Ведь большинство из них проистекают не из здравого смысла, а из того, что так удобно взрослым. По мелочам ограждая ребенку путь, потом удивляешься: откуда в нем столько хамства? отчего недетская злоба? (Поинтересуйтесь в комиссии по делам несовершеннолетних: как часто родители, чей ребенок совершил преступление, до последнего момента отказывались в это поверить — «Мой ребенок не мог это сделать!») Где тот невинный младенец, что когда-то беспомощно разевал рот, а затем безмятежно чмокал, доверчиво прижавшись к маме? И ничего не поправишь…