К чему чиновнику выборы?
Совершенно справедливо, ни к чему.
Не могу не согласиться с мнением Василия Кушнерика, управляющего делами администрации Ленинского округа: «Политики приходят и уходят, а аппарат как работал, так и будет работать». К сожалению, наша практика, наша политика, распространяемая на все сферы жизни, чаще всего говорит о другом. Она до сих пор трубит в покрытую медной окисью классовую трубу: «Тот, кто сегодня поет не с нами, тот против нас».
И что получается? Проходят выборы, и победитель начинает чистку. Eсли он впервые получил власть, то должен безжалостно освобождаться от старых кадров, справедливо (или несправедливо) видя в них пятую колонну соперника. Eсли он сумел отстоять свой титул (должность, положение), то производит смотр полкам — кто как помогал ему добиться победы? И не лелеял ли в глубине души какие-нибудь иные чувства и надежды?
Вот и президент кого-то вычищает. Конечно, «для печати» утверждается, что, мол, такой-то министр или генерал,. или помощник по какой-нибудь безопасности абсолютно непрофессионален. И это, мол, только сию секунду обнаружилось. Все старательно читают между строк и понимают, что остракируемый не проявил достаточно личной преданности и рвения в ходе решения «основного вопроса современности». А именно — выборов.
Нет, никак не могу понять, почему этот вопрос, который, в чистом-то виде, является важным только для конкретного человека да еще группы близких к нему людей, для всех остальных должен тоже что-то решать? Почему он не может быть их частным делом, которое начинается и заканчивается в избирательной кабине. А все остальное время человек (я имею в виду — чиновник) просто честно и профессионально делает свое дело. И будет его делать независимо от того, кто сядет на кресло N 1 — Иванов, Петров или, к всеобщему счастью, Сидоров. Чиновника как чиновника это абсолютно не касаемо.
Как у нас все не продумано.
В ходе некоторых выборов в недавнем прошлом один муниципальный начальник решил добиваться вышестоящего кресла. Собрал подчиненных ему чиновников и, как говорится, выразил глубокую уверенность, что они окажут ему поддержку в борьбе. Один, правда, усомнился в целесообразности и тут же был публично осужден и заклеймен как недостаточный патриот данной муниципальной конторы.
А на каком, собственно, основании? Разве непременная поддержка входит в служебные обязанности?
В обязанности входит обеспечивать муниципию горячей и холодной водой, канализацией, транспортом, следить за порядком и чистотой улиц… А «поддерживать на выборах»- не входит. Это дело сугубо добровольное. Сколачивай команду, покупай время на телевидении и место в газетах — вперед!
На ужасном прогнившем, но демократическом западе соискатель, который бы попытался использовать свое служебное положение ради переизбрания, тут же закончил бы избирательную кампанию. Мы же всегда идем другим путем. Вот и пришли. Чиновники уже не столько думают о своих прямых обязанностях, сколько о партийном долге, о вассальских привязанностях.
Честное слово, давайте пожалеем чиновника, вынужденного выбирать. Чиновника, для которого куда ни кинь — везде клин. Победит, например, кандидат N 1 — хорошо. А если не победит? Что будет с ним, с чиновником, с малыми детушками и старухой матерью?
А выборы следуют за выборами и на каждых от бедняги-чиновника требуют: определись! С кем вы, работники культуры (образования, коммунального хозяйства, санэпидстанции — нужное подчеркнуть)? На кого работаете (Иванов, Нигматуллин, Штирлиц — нужное подчеркнуть)?
Может, поэтому в стране всеобщих и нескончаемых выборов так мало порядка на самом низу, так неквалифицировано ремонтируются дороги, плохо подается вода, скверно выпекается хлеб…
Может, попробуем хоть раз предоставить чиновников исполнению их основных обязанностей? А вдруг что-то получится?
И тогда нам, в принципе, будет безразлично, кого выберут на самом верху и на среднем верху. Это не окажет влияния ни на воду, ни на воздух, ни наеду. Потому что чиновник будет думать не о выборах очередного начальника, а о нас с вами.