К России с любовью
Люди искусства в чем-то удачливее других: их сфера деятельности практически не контролируется политиками, и они имеют возможность говорить с публикой так, как мечтал когда-то Бетховен, — чтобы музыка шла от сердца к сердцу.
Выступая недавно с оркестром- «Виртуозы Москвы» в Eкатеринбурге, Тюмени, Вологде, Тольятти, а ранее — в Риге, Киеве, Днепропетровске, Москве и Нижнем Новгороде, я с особой силой осознал это и понял всю глубину пушкинской мысли о том, что искусство учит вдохновению. Движение музыки от сердца к сердцу способно поднять исполнителей и слушателей в едином порыве. Минуты эти редки и оттого тем более драгоценны. С какой наградой смогу сравнить я такое выражение признательности и веры в искусство, с которым столкнулся в Тюмени, когда в ресторане в ответ на мою просьбу покормить меня побыстрее мне подали обед и на кромке тарелки выложили горчицей: «С великой любовью»?
В обыденной жизни все мы страдаем от нехватки кислорода, задыхаясь в назойливой безвкусице, которая преподносится как массовая культура. Гастроли лишний разубедили меня, что людям нужно не только это и, возможно, совсем не это. Особенно в провинции, где жизнь показалась мне меньше отравленной политическими дрязгами, где я увидел чистые, как родник, души. Поражало, как много на концертах молодежи. Не помню, какой поэт сказал: и жива и, значит, не убита красота, поэзия, любовь. Живо и то, и другое, и третье. Только это и вселяет в меня надежду.
Но впечатления от поездки не кончаются лишь сыгранными концертами. В Минске и Могилеве мы учредили именные стипендии. В Eкатеринбурге ко мне обратилась женщина с просьбой порекомендовать ей хирурга, чтобы прооперировать ее крохотного мальчика Иоанна с врожденным пороком сердца. Конечно, мы сделали все, чтобы ей помочь. В Киеве, исполняя «Реквием» Моцарта в память о погибших в Чернобыле, мы утешали себя мыслью, что не остались безучастными и к этой страшной беде, посылая лекарства детям, пораженным радиацией. Движение от сердца к сердцу справедливо не только для музыки.
Меня иногда спрашивают: при напряженной концертной жизни за рубежом успеваю ли я скучать по России? Успеваю. 6 июня, в день рождения Пушкина, который я всегда воспринимаю как собственный праздник, я дал сольный концерт в Париже — он прошел под патронажем первой леди Франции Бернадет Ширак. Весь сбор предназначен на реконструкцию детской больницы в городе Рыбинске. Фонд Рыбинска возглавляет во Франции русская женщина, княггиня Мария Магалова, крестная мать моей младшей дочери. Связь с Россией не прерывается никогда.
Многочисленные встречи с публикой во время недавних гастролей (моя программа была насыщена, пожалуй, не меньше, чем у кандидатов в президенты) при всей радости общения породили и тревожное чувство. Мне показалось, что у людей нарушен строй души: они растеряны, не знают, куда броситься, кому верить, испытывают беспокойство и страх. Помимо объективных причин, я вижу здесь и весьма негативную роль средств массовой информации. Свобода слова — великое благо, но пользоваться ею надо цивилизованно, не превращая горе, страдания, гибель людей в приманку, в повод привлечь к себе внимание. Общество оказывается как бы под новокаином, привыкая к тому, что смерть — явление того же порядка, что повышение цен на картошку.
И потому я не устаю говорить о целительной силе искусства. Особенно в наши дни, когда российская телега, пусть со скрипом, пусть по грязи, но двинулась наконец вперед, и нельзя позволить ей откатиться в прошлое. Eсли молодежь еще сможет пережить новые катаклизмы, поколению, которому за 50, их уже не перенести.
Возьму на себя смелость утверждать, что люди искусства способны показать пример политическим деятелям, в особенности в сфере объединения усилий. Сейчас в нашей стране образовалось много благотворительных фондов помощи детям. Недавно мы приняли решение создать из них ассоциацию — дети у нас одни, как их поделить? Вместе и помогать легче, да и беду пережить сподручнее.