X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Меньше нераскрытых преступлений

Информация о состоянии законности и правопорядка в г. Тюмени в первом полугодии 1996г.

(Письмо прокурора главе города)

Прокуратура как государственно-правовой институт, являясь одной из надежных опор государственной власти, осуществляет защиту прав и интересов личности, расценивает их одинаково приоритетными, поскольку они тесно связаны друг с другом.

Истекшее полугодие правоохранительные органы провели в напряженной работе по пресечению и предупреждению правонарушений и преступлений. Важную организующую роль в этой работе занимали органы прокуратуры.

В городе за истекший период более чем на 8% снизилось количество всех совершенных преступлений, в которых участвовало 3816 человек. На 23% снизились тяжкие преступления. На снижении уровня преступности во многом сказались профилактическая деятельность выставляемых постов милиции — милицейских будок, что приблизило органы милиции непосредственно к населению, а также регулярное патрулирование на улицах города, некоторое улучшение работы других подразделений милиции.

К позитивным процессам следует отнести уменьшение нераскрытых преступлений, особенно в Калининском округе.

В течение полугода правоохранительными органами города значительно больше, чем в прошлом периоде, закончено уголовных дел, каждое 2-е из которых направлено в суд, а значит, виновные в совершении преступлений были осуждены.

Снизилось количество дел, прекращенных по нереабилитирующим основаниям.

В Калининском и Центральном округах значительно снизилось количество дел, прекращенных по ст. 10 УПК РФ (принятие мер общественного воздействия без возбуждения уголовных дел), за исключением Ленинского округа, где, наоборот, количество таких дел возросло в 3 раза. Значительно снизилось количество дел, приостановленных в связи с неустановлением обвиняемого, в 2 раза уменьшилось количество дел, где обвиняемый скрылся от следствия.

Во всех округах стало больше разыскиваться преступников, в Центральном округе больше чем в других разыскиваются без вести пропавшие.

Больше дел расследовано органами прокуратуры, относящихся к их подследственности, как наиболее тяжких.

Вместе с тем, в городе отмечается увеличение рецидивной (каждый четвертый ранее судимый) преступности (Ленинский, Калининский округа), а также рост преступлений, совершенных лицами, находящимися в нетрезвом состоянии (каждый второй, совершивший преступление). Эта категория лиц достаточно распространена, поскольку борьба с пьянством по существу не ведется, а количество источников приобретения алкоголя с каждым днем увеличивается.

Ослабление в работе с несовершеннолетними (отсутствие кружковой работы и внеклассной деятельности) привело к тому, что в Ленинском и Центральном округах возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.

При общем снижении групповой преступности ее уровень остался высоким в Ленинском округе, а снижение в целом преступлений в общественных местах диссонирует с ее ростом в Центральном. В этом же округе в 2 раза возросли преступления, связанные с использованием и потреблением наркотиков.

Больше сотни в городе выявлено экономических преступлений (особенно в Ленинском и Калининском округах). Из экономических преступлений наиболее распространенными являются хищения, а среди способов хищений — мошенничество.

По-прежнему органами прокуратуры в 5 раз больше устанавливается составов налоговых преступлений, чем специализированным подразделением — налоговой полицией.

Анализ криминологической обстановки в городе показывает, что за исключением 220 человек, все лица, совершившие преступления в городе, — местные жители. Это означает, что под «боком» органов правопорядка постоянно проживает криминогенный материал, с которым необходимо работать, начиная от участкового инспектора и заканчивая другими специальными службами, с помощью гласных и негласных методов. Однако работа участковых продолжает оставаться слабым звеном в деятельности милиции, что существенным образом сказывается на профилактике правонарушений. Они по-прежнему не работают на закрепленных участках, не знают и не изучают проживающих на их участках людей, а стало быть, и не имеют обратной связи с населением.

Вопросы борьбы с преступностью не раз являлись предметом обсуждения на оперативных совещаниях при прокуроре города.

Принимались и другие меры, направленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Результаты деятельности часто освещались в средствах массовой информации. Так, только прокуратурой города в прошлом полугодии 55 раз информировались широкие круги общественности и трудовые коллективы по вопросам борьбы с преступностью и мерах, принимаемых, правоохранительными органами в предотвращении антисоциальных явлений, что в девять раз больше, чем в прошлом году.

Немаловажным направлением в работе прокуроров являлся надзор за исполнением законов и законностью правовых актов органов власти, контролирующих органов, должностных и юридических лиц.

Центр тяжести окрпрокуроров был перенесен на усиление надзора в исполнении законов о земле, приватизации, налогового законодательства, законодательства о труде, несовершеннолетних и жилищного законодательства.

В этом полугодии органами прокуратуры значительно чаще выявлялись нарушения законов в административной деятельности государственных органов.

В деятельности милиции до сих пор не исключена практика укрытия уголовных дел от учета. Органами прокуратуры за прошедшие полгода выявлено и поставлено на учет 141 укрытое преступление.

Всего органами прокуратуры выявлено 433 нарушения действующего законодательства, в том числе, 139 незаконных правовых актов. Все они (за исключением 2-х) были опротестованы, 99% из которых удовлетворены. По постановлениям прокуроров 37 человек привлечено к административной и дисциплинарной ответственности.

Только каждый четвертый, по вине которого издавался незаконный правовой акт, был привлечен к различного вида ответственности, что не соответствовало принципам общей превенции. К материальной ответственности вообще не был привлечен ни один правонарушитель.

Значительно меньше выявлено нарушений при исполнении законодательства о несовершеннолетних, однако, как показывает практика, в этой отрасли их выявлено меньше не потому, что они действительно сократились, а потому, что прокуроры округов ослабили свой надзор за исполнением этого законодательства. Так, за полгода всего было выявлено лишь два нарушения при исполнении закона «Об образовании». В три раза меньше выявлено нарушений законодательства, направленного на охрану семьи, материнства и детства, в 15 раз снизилось количество выявленных.

Несмотря на сложность и противоречивость современного законодательства, правовые акты представительными и исполнительными органами, юридическими лицами по-прежнему готовятся без участия юридических служб, что не может не сказаться на качестве их подготовки.

Анализ правоприменительной практики свидетельствуете том, что органами прокуратуры выявляется достаточно много незаконных правовых актов, которые впоследствии подлежат изменению либо отмене.

Так, каждое 20-е нарушение законодательства прокуратурой выявлено в органах представительной власти, каждое 3-е — в правовых актах, изданных администрациями, каждое 9-е — выявлено в деятельности налоговых органов, каждое 15-е — в сфере приватизации, каждое 5-е — при исполнении законодательства о труде и в деятельности органов контроля, каждое 10-е — при исполнении законодательства о несовершеннолетних, каждое 2-е — в правовых актах предприятий и организаций.

Не является исключением и деятельность городской Думы и администрации города, несмотря на то, что по некоторым проектам правовых актов городских органов власти прокуратура города давала свои заключения. Нам представляется, что улучшение этой работы возможно лишь при условии одновременного представления в горпрокуратуру, наряду с проектом решений, также заключения юридической службы органа, осуществляющего подготовку проекта. Такой подход, думается, повысит персональную ответственность юридических служб в подготовке соответствующих документов, поскольку в силу малочисленности прокуратуры города и задач, которые стоят перед этим органом, она не в состоянии рецензировать все «слабые» проекты документов и подменять юридические службы различных структур, а должна осуществлять лишь надзорную функцию.

В целом картина выявленных нарушений законов и мер pea/

В.Афанасович, прокурор г. Тюмени, старший советник юстиции.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта