Здесь вам не квартира, здесь климат иной
Эта тема приелась. Может быть, потому, что сколько ни пиши, коммунальный воз не поддается. И единственный сигнал, который может вернуть на коммунальную стезю, — это крик читательской души. Как этот, из общежития по улице Тульской, 11.
Позвонившая жаловалась на невозможность пользоваться благоустройством в своем доме: все разрушено, нечистоты протекают с этажа на этаж — хоть противогаз надевай.
Геннадий Ручкин, начальник МП ЖЭУ Ленинского административного округа, предложил поехать в этот дом и убедиться, что жильцы сами во всем виноваты и жаловаться им не на кого.
Поехали. Геннадий Васильевич захватил начальника ЖЭУ-8, ответственного за этот дом, и своего главного инженера. Своим подчиненным, заканчивая осмотр дома, начальник сказал прямо; «Вы меня подвели».
Уже три месяца дом, признанный аварийным, ремонтируется. При этом жильцов никто не отселял. Часть их ушла сама в неизвестном направлении — по знакомым, на съемные квартиры, еще куда-то. Появляются временами, чтобы не потерять комнату. Таких — около двух десятков.
В части комнат живут люди без ордеров и прописки, не наши горожане — приезжие, торгующие на рынке, бомжи. Так как все права на вселение-выселение в руках городского комитета по жилью, ЖЭУ-8 порядок навести не может. Дом практически ничей: город не принял его неотремонтированным, старые владельцы настолько им попустились, что не ведут разговора о плате за жилье. Да и грешно брать за нечеловеческие условия.
Все, на что жаловались жильцы, оказалось правдой — и даже еще хуже. Состояние раковин, -(Могут умываться, сказал главный инженер, показывая почти доверху забитую грязью раковину), — не поддается описанию. Рискнувший прикоснуться к крану может подцепить что угодно, и дизентерия будет самым безобидным цветком в этом букете. Чтобы воспользоваться, пардон, унитазом, нужно немалое мужество — уж если очень прижмет. Прочистить его путем спуска воды нельзя — он уже доверху. Да и за что, извините, дергать? Я прошу прощения у читателей за столь деликатные подробности. Полы вокруг этого «удобства» насквозь промокшие и провонявшие.
Под потолком длинного коридора — ни одной лампочки. Видимо на время ремонта всем живущим предлагается пользоваться одним общим отхожим местом — в полной тьме. На мой вопрос «нельзя ли как-нибудь все-таки осветить?» главный безнадежно махнул рукой: «Все равно все оборвут в тот же день».
В другом конце коридора на всех этажах по-новому обустраиваются санузлы, с использованием такой технологии, которая не позволяла бы воде проникать с этажа на этаж. Стены уложены новой плиткой. Будет хорошо.
Будет — в первый день, уверены наши спутники. Потому что во второй день жильцы забьют канализацию и завалят мусором помещения. Отчего такое мнение? Сейчас места, где идет ремонт, отгорожены забором до потолка и повешены железные двери. Иначе все украдут и сломают. Как украли два сварочных аппарата и кислородный баллон. Кто, зачем — попробуй, найди.
Геннадий Васильевич уверяет, что до конца сентября отремонтируют кровлю, проведут усиление простенков, будет тепло и вода. Вообще-то ремонт перейдет на следующий год — работы много, денег мало. Но… нет надежды на жильцов.
Проблема из проблем: как заставить ценить и беречь сделанное? Проблема общежитий, многоэтажек, дворов и не вполне подросших скверов. Проблема людской психологии. Eсть ли выход, есть ли решение? И почему, если есть, то где-то, не у нас?
Я, правда, рискнула посоветовать посадить на Тульской, 11. очень сильного коменданта, вахтера, а иногда милиционера, спрашивать с них за порядок и платить этим людям большие деньги. Но уверена тоже, что этого не будет. Денег не найдут. Скорее найдут большую сумму на очередной капремонт, чем ту же, но постепенно — на то, чтобы капремонта не было подольше.
***
фото: