Частник и муниципал. Кто кого?
Сегодня по городу колесят уже 280 частных автобусов, а желающих заняться этим бизнесом можно выстроить в огромную очередь.
Когда муниципальные транспортники ввели новые проездные тарифы и повысили допустимую для коммерческих маршрутов ценовую планку, частники сохранили прежние расценки. Стало ясно, что частный извоз превратился в серьезного конкурента муниципалов.
Что же привлекает людей?
После опроса водителей выяснилось, что чистая прибыль владельцев автобусов составляет 5-10 миллионов рублей в месяц. Правда, большинство из шоферов пока расплачивается за транспортное средство, которое, как правило, получено в кредит.
Многие водители наняты владельцем. Такие получают около 30-60 тысяч в день (работают, как правило, со сменщиком).
Среди шоферов есть и бывшие работники муниципальных автопредприятий. Их привлекли свобода и возможность вовремя получать заработанное. Eсть горемыки, которые устали от скромных заработков на автобазах.
Работа водителя частного автобуса — специфическая. Мне объясняли, что графика движения не существует. На конечной остановке частник обходит водителей городских автобусов, выпытывая, есть ли «окна» в расписании. В это-то «окно» и необходимо попасть. Некоторые поступают по другому: они, как хищники, стоят в сторонке и стремятся выехать на маршрут перед самым выездом муниципала.
Эта специфика угнетает многих. Eсли шоферы-владельцы утешаются приличными заработками, то нанятые водители признавались, что завидуют размеренной жизни «государственных» соседей.
Однако подавляющее большинство опрошенных по большому счету довольны своим делом и в будущее смотрят с оптимизмом.
Безусловно, частные «извозчики» имеют огромное преимущество в борьбе с муниципалами. По словам заместителя директора МПАТП-2 Геннадия Зумарева, реальная стоимость проезда в муниципальном автобусе (некоммерческом) составляет 7 тысяч 853 рубля (любопытно, что если отменить все льготы и прекратить торговлю абонементами, цена билета снизится до 2-3 тысяч рублей, так считает Зумарев). И никакие сокращения штатов не помогут, поскольку всех, кого было можно, уже сократили.
Тем не менее закрывать городские ПАТП никто не собирается. Транспортное начальство убеждено, что никакие частники не смогут обеспечить полноценное движение с утра до вечера.
К тому же частникам нет дела до льготников.
Зумарев рассказывал, что в свое время предлагал не раскидывать частные автобусы туда-сюда, а отдавать им целые маршруты. Однако предложение не прошло, и теперь Зумарев жалуется на нездоровые отношения, возникающие на трассе. Уже несколько муниципальных водителей изобличены во взаимовыгодном «сотрудничестве» с конкурентами. За определенную плату муниципалы соглашались отдохнуть, пока частник поработает и, кстати, запишет цифры на контрольных табло.
В будущее частного извоза Геннадий Зумарев не верит: «Вот пойдут крупные поломки, и частная лавочка загнется».
Начальник централизованной диспетчерской службы при комитете по транспорту городской администрации Анатолий Степанов считает, что приемлемой формой существования частного извоза является по меньшей мере ассоциация. Тогда будут надежно обеспечены гарантии хорошего технического состояния машин, а также здоровья водителей. Пока же частный автобус по большому счету дик и бесконтролен.
Возможно, это и так. И все-таки частные автобусы уже сейчас здорово помогли горожанам. Я думаю, что пройдет немного времени, и частный транспорт серьезно потеснит пока чуть более дешевый, но объективно куда более дорогостоящий муниципальный автобус.