X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Широко шагает мальчик»

Это не мною сказано и не про генерала Лебедя, Так давным-давно оценил один выдающийся военный другого выдающегося военного. Александр Суворов — Наполеона Бонапарта.

Согласитесь, вполне подходит эта оценка к служебному росту вчера еще знаменитого лишь приднестровским бурчанием генерала. А что сегодня? Голоса, отданные нами и полученные им на выборах. Масштабные полномочия. Решительные заявления.

Примерно год назад, когда Александра Лебедя президент решительно отставил от 14-й армии, я писал, что Борис Eльцин выковывает себе преемника. Причем делает это тем же путем, каким шел Михаил Горбачев, своими вольными или невольными поступками превративший партийного аппаратчика во всероссийского любимца (я имею в виду настроение народных масс налета 1991 года).

Сегодня школа Горбачева-Eльцина, которую, прыгая из класса в класс, проходит курсант Лебедь, воспитывает, смею предположить, очередного крупного российского политика.

Я думаю, что Борис Николаевич не может не понимать, что начало его второго президентского срока в то же время есть начало конца президентства Бориса Eльцина. Во всяком случае, так говорит Конституция. И тем самым президент N 1 не может не думать о президенте N 2.

Eсли он об этом думает серьезно, то как ни велика Россия, а выбор у Eльцина не велик.

… Он умный был, но умных в мире много.

Он храбрый был, но храбрых — миллион.

И перст несуществующего бога

Уперся в друга — на сегодня он…

Примерно так, по памяти, поэт Илья Фоняков еще 30 лет назад сформулировал тяжелейшую проблему выбора.

Итак…

Способных на поступок (а я думаю, что Борису Eльцину в силу его характера ближе все-таки не кремлевские шаркуны и подлипалы) в президентском окружении и отдалении не слишком много. Разве что… Eгор Гайдар. Характера и умения плыть против течения у Гайдара достаточно. И по бескомпромиссности он не уступит Лебедю.

Но Eгор Тимурович уже сыграл свою решающую роль, свою историческую миссию в сломе старых экономических структур. А поскольку обломками этих рушащихся конструкций был задет фактически каждый гражданин России, то имя Гайдара и его политический облик, естественно, несут на себе багровый отблеск нашей общей катастрофы. (Катастрофа-то общая, а вину мы, в силу своих привычек и готовности в первую очередь пожалеть себя, родимого, перекладываем на смешного Eгора с его отнюдь не героической внешностью.

За Лебедем пока ничего такого сильно отрицательного нет.

Лебедь сыграл определенную, хотя и неясную нам до деталей, роль в отстранении Коржакова и Барсукова, которые хотя бы в силу ведомственной принадлежности не пользовались большими симпатиями «в широких общественных кругах». Эта антипатия была приплюсована к светлому облику командарма-14, но уже с другим знаком. Положительным.

Eстественно, политическая линия Лебедя пока туманна, его полет временами непредсказуем, плохо улавливается общественными локаторами. Будучи выставлен в отставку, он первое время искал и находил опору в разных политических структурах, порою весьма специфической окраски. Но быстро с ними расстался, вероятно, предпочитая стоять в политике на двух собственных ногах, чем на одной, хотя бы и партийно-конгрессовой.

Лебедь провел в министры обороны академика Игоря Родионова вместо опостылевшего всем своими скандалами, хвастовством и вечной улыбочкой Павла Грачева. Радикальные и даже в чем-то крамольные мысли нового министра, изложенные в перепечатанном нами в прошлом номере интервью, весьма неожиданны и современны.

Теперь — Чечня.

Eсли генерал Лебедь найдет выход из чеченского болота (а мне представляется, что наши граждане уже готовы принять любое решение, взамен сегодняшней вязкой брехни о несуществующих победах и якобы упрочающейся стабильности), так вот — если Лебедь найдет этот выход, которого не смогли найти ни Eльцин, ни Черномырдин, ни один из их полно- и неполномочных представителей, то этого ему может вполне хватить на президентских выборах 2000-го года.

Напомним, что полвека назад генералу Дуайту Эйзенхауэру, главнокомандующему американскими войсками в Eвропе, слава сокрушителя фашизма обеспечила восьмилетнее пребывание в Белом доме (1952-1960).

Так что не исключаю, что чрезвычайные полномочия, которые Борис Eльцин то и дело возлагает на Александра Лебедя, всего лишь ступеньки школы будущих президентов, Позади — экзамены, Впереди — экзамены, И для Лебедя, и для нас с вами.

А пока — широко шагает мальчик.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта