Восток — дело очень тонкое
Московская газета «Известия» отвела героическому побегу наших летчиков почти целую полосу. Сравнила их действия со знаменитым полетом Михаилда Девятаева из фашистского плена. Поскольку основные факты читателям «Тюменского курьера» известны из уст самого Владимира Шарпатова («ТК» за 20 августа), мы перепечатываем лишь «дипломатические подробности побега».
Весьма интригующей была передача наших летчиков властями Объединенных Арабских Эмиратов представителям российского правительства. Арабские шейхи с самого начала заявили, что не видят никаких препятствий для передачи летчиков и их самолета России. Eдинственная проблема: они хотят передать русским сразу все — и самолет,, и экипаж, и трех плененных ими талибов.
Но талибов веять с собой в Москву российская делегация никак не могла. Получалось бы при этом, что наша страна встала на путь терроризма, захватывает в плен граждан сопредельного государства.
Проблема осложнялась еще и тем, что президент Эмиратов шейх Заид бен Султан Аль Нахайян находился в Женеве, его старший сын — госминистр по иностранным делам шейх Хамдан — в Мадриде, дома «на хозяйстве» остались младшие сыновья: министр информации шейх Абдалла и министр безопасности шейх Хазза. Кто примет решение в этой ситуации, неизвестно. А улететь из Эмиратов с нашими летчиками на борту нужно было в считанные часы, пока не опомнилась глубоко оскорбленная диаспора талибов, которая в этой стране насчитывает несколько десятков тысяч человек.
Eще одна сложность заключалась в том, что накануне прилета российской делегации в ОАЭ один из высших государственных деятелей нашей страны заявил на пресс-конференции в Москве, что в рядах чеченских боевиков воюют граждане Арабских Эмиратов, что очень обидело правящую семью.
Кавалькада усиленно охраняемых автомобилей с нашими Летчиками и тремя талибами ехала из Шарджи в столицу страны Абу-Даби, а в это время в зале официальных делегаций аэропорта шли очень сложные дипломатические переговоры. Вице-премьер Игнатенко «взял на себя» министра информации. От имени российского правительства он на бланке нашего посла в ОАЭ написал официальное заявление о том, что «российское руководство не располагает фактами, что в рядах чеченских сепаратистов воюют граждане Арабских Эмиратов», и.вручил его шейху Абдалле. Со своей стороны Россия предложила оплатить трем талибам их моральный ущерб, билеты в ту страну, в которой они захотят поселиться, выдать им единовременное пособие, которое поможет на первых порах устроиться в новой жизни.
Заместитель министра иностранных дел Виктор Посувалюк в это время звонил в Мадрид министру иностранных дел ОАЭ, передавал ему привет от российского министра Eвгения Примакова, который сейчас отдыхает в Сочи, но хорошо помнит о недавней приятной встрече с коллегой из Арабских Эмиратов…
Восток — дело тонкое. Шейх Абдалла не дал никакого прямого ответа. Он только сказал Виталию Игнатенко, что должен помолиться, и как посоветует Аллах, так и будет. Eще несколько часов прошли в томительном ожидании. Кавалькада машин приближалась- к Абу-Даби. На перекрестке, который ведет в аэропорт и в центр города, она повернула к полицейскому клубу.
В нашей делегации занервничали. Но вскоре появился мягко улыбающийся шейх Абдалла: «Аллаху было угодно, чтобы русские летчики летели домой, а заботу о трех талибах правительство Арабских Эмиратов берет на себя».
На сорокаградусной жаре шейх Абдалла проводил нашу делегацию вместе с семью счастливыми летчиками прямо к трапу специального самолета МЧС Ил-62. Это была и высшая честь, оказанная русским людям в Объединенных Арабских Эмиратах, и гарантия нашей безопасности: на крыше аэропорта стояли рабочие-талибы, от которых можно было ждать любых неожиданностей. А агентство Рейтер распространило сообщение, что самолет МЧС будет сбит в небе над Ираном. Но все обошлось.