Затянулись «беседы при ясной луне»
Александр Гришин, редактор «Проталины», печатающей материалы о литературе и искусстве нашей области, решил отдохнуть от трудов праведных. Об этом он известил своих читателей в последнем перед отпуском 16-м номере. Eго «гвоздем» стал диалог известных литераторов Николая Денисова и Николая Шамсутдинова, помещенный под рубрикой «Беседы при ясной луне». Интересно… а что, «в тихую безлунную погоду» уже нельзя? Или обычный день чем-то провинился?
К диалогу подверстано обращение «От редакции» (хотя, если не ошибаюсь, вся редакция — сам Гришин). В нем всем «заинтересованным лицам» предлагается высказаться в «Проталине» по сути диалога и оставлено право за сим органом высказать «официальную» точку зрения. Оба Николая действительно выплеснули душу, всю жгучую боль по причине крайне бедственного положения местной литературы и многих писателей. Конечно, не без тайной надежды на реакцию властей и широкой общественности. Но хороша ложка к обеду, только к «проталинскому столу» нас зовут месяц спустя…
Все, что сказано в диалоге, — суровая и горькая правда, высказанная бескомпромиссно и смело. Кроме личных оценок товарищей по цеху, их внутренних взаимоотношений. Тут Бог вам всем судья… А в остальном — настоящая духовная катастрофа. И хотя диалог озаглавлен вырванным из текста предложением «Надо заставить считаться с нами!», в сей возглас веришь с трудом. Подспудно рефреном проходит другая мысль — как обратить на себя внимание новых властей, получить от них поддержку.
Не буду утомлять своих читателей ссылками на авторитеты, но они все подчеркивают: то общество обречено на гибель, если в нем задута свеча литературного творчества, нет литературного общения. Эта сторона культурной жизни в Тюмени дышит на ладан. Знающие люди поправят меня — мол, есть газета «Тюмень литературная». Однако выходит она все реже и реже и отличается особой позицией, разделяемой далеко не всеми. Под стать новопочвеннической идеологии и большинство помещаемых в ней текстов.
Точно знаю, что вышел трехтомник избранных произведений тюменских писателей к 50-летию области. Но где его купить, кто его видел? Да, издательство «СофтДизайн», недавно возникнув в городе, успело выпустить не один десяток книг наших литераторов. Но оказывается, если оно займется их продажей, по нынешним законам издержки на книготорговлю его вмиг разорят. Вот и получается, что сами авторы должны заниматься распространением любимых детищ.
Eсть у нас остатки былой роскоши облкниготорга. Теперь это магазины с муниципальной формой собственности. Однако они сами занимаются закупкой литературы и возиться с местной книгой не хотят. Я много раз говорил продавцам: дайте рекламу по радио, телевидению, в нашем «Курьере» по очень скромным расценкам, устройте встречу с автором… Не желают. Сбывают ходовой товар — экзотику психористалищ, астрологию, быстрое деньгоделанье, справочники… Народ уже «наелся» ужастиков, детективов, дешевой фантастики. Как раздутые павлиньи хвосты стоят на полках ряды «вампиров в моей постели», «коварных разрушителей» и «красоток со змеиной походкой».
Прочно повис замок на открытой с трудом «Книжной лавке писателей». Не было рекламы, льгот не добились, постепенно местную книгу загнали в угол, разместив на большей части полок привычный теперь ассортимент любого коммерческого киоска. Но не спасло.
Впрочем, это все уже известно. И я не стал бы повторять авторов диалога в «Проталине», если бы не знал то, что два Николая не стали обсуждать. А есть несколько причин, очень даже зависящих от самих местных писателей, в силу которых они пребывают в ауте.
Первая — сибаритство, нежелание изменить свой творческий стиль, на худой конец заняться публицистикой. Как писали, так и пишут. Только вместо недавних земных идолов помещают богов небесных, пишут о былом, словно не было в царской России кричащих противоречий и свинцовых мерзостей жизни бытия. Пишут «мимо» текущей сегодняшней жизни. Пример Анатолия Омельчука, сочетающего журналистику с писанием книг и руководством нашей телерадиокомпанией, вдохновляет немногих. Тот же Николай Шамсутдинов еще недавно выступал в газетах с большими и, на мой взгляд, интересными очерками о проблемах культуры северных городов региона. Перестал…
Подручными партии, конечно же, было куда теплее. Субсидии (за счет доходов от изданий классиков), регулярный выход книг, тиражи, бюро пропаганды литературы. Я понимаю, что писатель должен быть свободен от текучки, что поденка — вещь не самая вдохновляющая для творчества. Но в такое время надо искать новые формы общения с публикой, конкурировать с масс-медиа и поп-литературой. В тяжелые двадцатые годы наши лучшие писатели работали в газетах, открывали литкафе и делали устные выпуски по своим новинкам.
Не секрет, что на Западе многие хорошие писатели служат в университетах, в библиотеках, даже в гимназиях. Держат в складчину книжные магазины и сами же торгуют в них. Сейчас в школьные программы в Тюмени введен обязательный курс нашего краеведения. Кто готов пойти преподавать местную литературу? Разумеется, по контракту с устраивающей обе стороны суммой гонорара.
Отшумел недавно в Тюмени праздник по случаю ее 410-летия. Почему же две наши писательские организации (Союз писателей РФ и Российский союз писателей) не подготовили сценарий литературного вечера, не договорились в мэрии о деталях, в том числе, конечно же, и об оплате?
Да и местная пресса всегда рада хорошим вещам. Наш «Курьер» всегда готов к сотрудничеству. Но только чтобы оно имело отношение к городской жизни. Почему-то известный карикатурист Николай Рачков не считает для себя зазорным придумывать весело-ироничные рисунки на городские темы (иногда они просто блеск, далеко проникающий за местные горизонты).
Интересно, как это вы хотите заставить считаться с вами, если в самой писательской среде такая разобщенность, отсутствие диалогов, обсуждений, обмена творческими идеями и находками? В последний раз я видел вас вместе… на презентации издательства Юрии Мандрики «СофтДизайн». Посидели хорошо, а толку-то?
Спросил у своего знакомого директора школы в районе Дома обороны: найдете нормальную сумму для оплаты творческого урока по местной литературе с приглашением наших мэтров? Ответ был положительный. Договорился о дне и часе (была весна прошлого года) с авторами. Не пришли. Сам отдувался за всех — читал, комментировал, увлекал. Заплатили нормально, просили прийти через неделю…
Авторы диалога уповают на необходимость консолидации, чувство профессиональной общности, не хотят больше молчать… Увы, захотят ли вас слушать? Время разговоров прошло, идет время нового делового отношения к своему писательскому ремеслу. И оно может включать в себя души высокие порывы.