Новое Мертвое море может появиться рядом с городом
Вряд ли геологи, бурившие 35 лет назад скважину возле озера Малый Тарас-Куль, знали, что, может быть, кладут начало экологической трагедии. Скорее всего, само слово «экология» было им по большому счету не знакомо.
Скважину пробурили. Дальнейшее известно. Вместо нефти хлынула минеральная вода, замечательные целебные свойства которой скрасили разочарование геологов. На берегу озера стали возводить санаторий, ставший знаменитым на всю страну. Название озера упростили до Тараскуль — без дефиса.
Возводили курорт по традиционной временной схеме. Объекты вводились постепенно. И до сих пор санаторий не имеет многих нужных построек, в том числе настоящего спального корпуса. Увы, вне поля зрения строителей оказались и вопросы регулирования потребления добываемой лечебной воды.
Скважины устроили так, что минеральной воды выкачивается в несколько раз больше, чем нужно для проведения процедур. С 1977 по 1985 год излишки вместе с использованной водой и фекальными стоками санатория сливали в канализацию. Канализация с таким обилием жидкости, конечно, не справлялась, и грязная минералка выливалась обратно, как проточная вода из забитой кухонной раковины.
Чистая гладь озера постепенно замутилась. Поэтому в 1985 году руководство санатория обратилось в свердловское НИИ курортологии с просьбой одобрить такой вариант: фекальные стоки сливать в канализацию, а минеральную воду — в озеро.
НИИ разрешило, поскольку ударная стройка «Курорт Малый Тараскуль» тогда продолжалась. В планах строителей значились и коллектор для отвода фекалий, и поглощающая скважина для излишков минеральной воды.
Перестройка эти планы перечеркнула. Скважины между тем продолжали работать-.
Слив минеральной воды стал изменять солевой баланс в озере. Коэффициент минерализации, который в 1972 году составлял 1,8, в 1992 году вырос
до 2,5. По мнению специалистов городского комитета по охране окружающей среды, увеличение содержания солей не может не вызвать серьезных изменений во всей экосистеме бывшего пресноводного озера. Могут погибнуть караси, обитающие в Малом Тараскуле, может засохнуть прибрежная растительность, и т.д.
Пока точных исследований на этот счет нет. Областной комитет по экологии, проводя в прошлом году экспертизу, пришел к выводу, что рост уровня минерализации даже благотворно влияет на лечебную грязь, однако общая экологическая обстановка, по заключению экологов, нуждается в изучении.
Свет в конце туннеля появился пару лет назад, когда возобновилось строительство канализационного коллектора. К сожалению, этот свет уже погас: выяснилось, что использованные строителями асбоцементные трубы попросту разрушаются в болотах, окружающих озеро.
Теперь изыскиваются средства для замены прежних труб на металлические либо пластмассовые.
В принципе, довольно удивительно, что проблема излишков ценнейшей минеральной воды существует. За последнее время к пивзаводу, пионеру по розливу тюменской минералки, прибавились заинтересовавшиеся этим бизнесом «Мальвинка», «Сибпредком» и ПФК «Минерал». Однако и они не могут поглотить все дары плодовитых скважин. По мнению курортников, предприниматели могли бы увеличить сбыт воды, если охлаждали минералку перед тем, как ее газировать, тогда вкус продукта может весьма улучшиться. Соответственно вместо озера целебная вода попадала бы в желудки.
Заместитель главного врача санатория «Малый Тараскуль» Ольга Резникова считает, что экологической катастрофы не произойдет, если власти обратят свое внимание на тревожное положение вокруг озера. Нужно закончить строительство коллектора (который поначалу сможет принять и фекалии, и излишки минералки), а затем заняться возведением поглощающей скважины.
Ну а пока мы имеем уникальную возможность наблюдать, как озеро под Тюменью потихоньку превращается в новое Мертвое море.