Пленники талибов все еще не освобождены
Ha снимке — командир экипажа ИЛ-76ВладимирШар-патов. Тюменским летчикам это имя хорошо знакомо — много лет он работал среди них. Эта фотография сделана в Кандагаре в январе нынешнего года. И сегодня летчики во главе со своим командиром находятся там, в афганском плену. Проследим, каким образом пытались их вызволить. Хроника событий по освобождению экипажа самолета ИЛ-76.
1995 год
3 августа. Захват самолета. 9 августа. Первые сообщения
об этом по радио и телевидению.
19 августа. Получена аудиокассета от летчиков с обращением о помощи. Пресс-конференция генерального директора компании «Аэростан» Б. Исхакова.
21 августа. Встреча журналистов с женами летчиков в авиакомпании «Аэростан». Обсуждение вопроса о выезде делегации Татарстана в Кандагар.
25 августа. Пресс-конференция председателя Госсовета Татарстана В.Лихачева. Вылет делегации Татарстана в Кандагар. В составе делегации — муфтий Татарстана Г.Хазрят.
26 августа. Первые переговоры в Кандагаре.
3-4 сентября. Вторичные переговоры в Кандагаре делегации Татарстана с талибами. Требования, выдвинутые к России: заверения России о невмешательстве во внутренние дела Афганистана; предоставление талибам списков без вести пропавших афганцев в советско-афганской войне.
8 сентября. Телепередача «Взгляд» о пленных летчиках — съемки в Кандагаре.
15-23 сентября. Eще одна поездка делегации Татарстана в Кандагар. Переговоры безрезультатны.
26 сентября. Обращение России в ООН.
4 октября. Обращение экипажа самолета к Генеральному секретарю ООН.
5 октября. Письмо экипажа с обращением к Президентам России и Татарстана, генеральному директору компании «Аэростан» об объявлении голодовки. Обращение жен летчиков к президенту США Б. Клинтону.
12 октября. Обращение B.C. Черномырдина ко всем государствам, организациям и гражданам.
16 октября. Составлено и передано в Государственную Думу России обращение с просьбой помочь в освобождении экипажа. 20 октября Госдума направила Б.Н.Eльцину соответствующее письмо с просьбой о вмешательстве.
25 октября. Обращение правительства России в ООН, к главам соседних с Афганистаном государств. Ответы королей Марокко и Саудовской Аравии. В.С.Черномырдин направил эти ответы вице-президенту США А.Гору и премьер-министру Пакистана Б.Бхутто.
31 октября. Вылет из Москвы в Кандагар врачей Центра медицины катастроф.
3 ноября. Президент Татарстана М.Шаймиев выделил для контакта с плененным экипажем линию оперативной связи.
6 ноября. Прямая связь с экипажем из компании «Аэростан».
24 ноября. Госдума России приняла заявление «Об освобождении экипажа российского самолета».
8 декабря. Обращение Международного фонда экономических и социальных реформ к министрам иностранных дел и чрезвычайных ситуаций России, послам в России Афганистана, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, Узбекистана, Туркмении и США, главным редакторам центральных российских газет.
20 декабря. Радиосообщение о достигнутой договоренности с талибами об освобождении экипажа с 21 декабря 1995 года.
Однако ни в декабре, ни в последующие месяцы летчики так и не были освобождены. Анализ хроники событий показывает, что пока российское и мировое сообщество не в состоянии освободить пленников из рук воинствующих талибов. Каковы их цели? Зачем им нужны наши ребята? Что стоит за всем этим? Ясно только одно: переговоры необходимо продолжать. Летчики должны быть освобождены!
Контактный телефон в Тюмени 22-84-35.
Всеволод Бессараб — член общественного комитета по спасению Владимира Шарпатова и его экипажа
***
фото: