«Хватай стоп-кран, вокзал поехал!»
Все, решено: ни в цирк, ни на стадион, ни на какие другие массовые зрелища лично я больше не ходок. Слабоваты они, пресноваты в сравнении с тем, что довелось видеть на перроне тюменского вокзала в моменты прибытия поездов из Пекина и Улан-Батора.
Вот где настоящие страсти и мордасти! Многотысячная толпа атакует приближающиеся к первой платформе вагоны, рискуя попасть под колеса, невзирая на милицейские заслоны и начисто подавив в себе элементарное человеческое. Главное — пробиться поближе к висящим из открытых окон желтолицым пассажирам, победно размахивающим разноцветными тряпками, пакетами, большими и маленькими безделушками. И когда эта «гирлянда» остановится, успеть перекричать рядом стоящих конкурентов, расслышать названную на ломаном русском цену, урвать приглянувшиеся вещи (да побольше, побольше!), передать деньги и отползти подальше, чтобы не быть опрокинутым, размятым…
Деньги, впрочем, иногда передавать «не успевают» или дают меньше. То же случается с вещами. И тогда поезд, отстоявший положенные по расписанию 10-15 минут и уже тронувшийся с места, вдруг пронзительно визжит и вновь останавливается. Это сорвали стоп-кран. Eго срывают с завидной настойчивостью по 2-3 раза кряду, в результате чего поезд не может покинуть пределы-вокзала еще несколько томительных минут.
— Вам повезло, — грустно усмехнулся заместитель начальника станции Александр Веремеенко, — сегодня стоп-кран рванули всего один раз. «Авторов», конечно, выявляют и штрафуют, но этим занимаются начальники поездов, а в нашу копилку деньги не поступают.
…Суета на платформе исчезла не сразу. Давно вскочил на подножку последнего вагона рослый монгол с охапкой кожаных курток, прекратились заполошные крики из окон и вслед удаляющемуся поезду, а по асфальту продолжали ползать люди, потерявшие деньги, обронившие купленный товар.
-Почему вы пришли именно сюда? — спрашиваю интеллигентного вида дамочку, которая сосредоточенно утрамбовывала в объемистую сумку взрослые и детские вещи.
— Дак ведь здесь выгодно брать-то, — скороговоркой выпалила она, мгновенно распознав во мне даже не конкурента — обыкновенного лоха, но успев предусмотрительно спрятать оставшиеся деньги подальше. — Считай: взяла куртку за 80 тыщ — толкну за 240.
Откровенно! После этого чувствую себя и вовсе неприспособленным к жизни придурком. А еще ловлю себя на мысли, что, если долго всматриваться в лица стекающихся сюда людей, можно испытать серьезное недомогание. Как после кошмарного сна с элементами Варфоломеевской ночи.
И все же здесь интереснее, чем на ином футбольном матче. К тому же бесплатно. Eсли не считать оторванных пуговиц и слегка травмированной психики. Но это уже, как говорится, мелочи. На фоне «рыночных отношений».
***
фото: долгожданный №5 «Улан-Батор — Москва» ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;долгожданный №5 «Улан-Батор — Москва» ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА;смешались в кучу деньги, люди… ФОТО СЕРГЕЯ КИСЕЛЕВА