X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

„E„r„s„u„~„y„z „A„Ђ„s„t„p„~„Ђ„r„y„‰

Название этой рубрики говорит само за себя. Под ней мы будем знакомить читателей с людьми — уже ушедшими в Историю и здравствующими ныне — оставившими заметный след в жизни и развитии нашего города. Людьми яркими, талантливыми, активными и неравнодушными. Иначе просто и быть не может: горожан в Тюмени — сотни тысяч, удостоенных высокого звания «Почетный гражданин» — единицы. Пять человек получили его до 1917 года, и 26 — после.

Впрочем, любознательный и дотошный читатель, знакомый с историей своего города, может возразить и назовет не один десяток тюменцев, носивших это звание до революции. Действительно, в Российской империи с 1832 года существовала привилегированная категория сословия «городских обывателей». Она включала в себя потомственных почетных граждан (дети личных дворян и духовных лиц, окончивших академию или семинарию, лиц свободных профессий, имевших ученую степень) и личных почетных граждан (дети рядового духовенства, лица, закончившие университеты и другие высшие учебные заведения, чиновники 14-10 классов). Эти почетные граждане пользовались целым рядом привилегий: освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний…

Речь, конечно, не о них. А о тех Почетных гражданах, которым звание присвоено благодарными тюменцами за личные — и выдающиеся — заслуги перед нашим городом.

Первым удостоенный звания «Почетный гражданин Тюмени» был Eвгений Васильевич Богданович.

Он не был коренным тюменцем, никогда не проживал в нашем городе, не имел отношения ни к российской элите, ни к правящей династии, отпрыскам которой достаточно было шаг ступить, чтобы быть увековеченными в названиях улиц и площадей. Тем весомее выраженная в этом звании оценка тюменцами заслуг Богдановича перед городом.

Заслуги действительно большие. Как только проекты и замыслы Богдановича воплотились в реальность, Тюмень из захолустного уездного городка стремительно стала превращаться в торговый и промышленный центр Тобольской губернии, постепенно оттесняя древнюю сибирскую столицу на задний план.

Eвгений Васильевич одним из первых разработал проект постройки железной дороги из центральных областей России до Eкатеринбурга и Тюмени.

Примечательно, что взялся за это сложнейшее и в то время малознакомое дело не профессиональный железнодорожник, а чиновник министерства внутренних дел. Впрочем, даже беглого знакомства с биографией этого удивительного человека вполне достаточно, чтобы понять: стремление ко всему новому, желание попробовать в нем — новом — свои силы и способности сопутствовало ему всю долгую, временами бурную, и всегда богатую на события жизнь (Богданович родился в один год с Львом Толстым и пережил великого писателя, скончавшись в 1914г., на 87 году жизни).

А сначала были Морской кадетский корпус, полная романтики и риска служба на боевых кораблях на Балтике и Черном море. И… неожиданный перевод в министерство внутренних дел.

Боевой морской офицер становится чиновником при министре внутренних дел графе Валуеве… Впрочем, так ли уж странно? Вспомним хотя бы биографию Липранди — реального прототипа Сильвио из повести Пушкина «Выстрел». А может быть, на смену стремлению к романтике и подвигам пришло желание укреплять страну и поддерживать ее престиж не только в баталиях, но и изнутри, и прежде всего способствовать ее экономическому расцвету?

Этот безусловно неординарный человек, впоследствии достигший высоких чинов и служебного положения (генерал-от-инфантерии, член совета министерства внутренних дел), был не только государственным чиновником, но и известным в свое время писателем (современники зачитывались его «Синопом» и «Навариным»), ученым-исследователем («Россия на Дальнем Востоке»).

И автором проекта железной дороги.

Проекта, кстати, не единственного. Они, один за другим, выдвигались, начиная с 1857 года, однако большинство правительство проигнорировало. В том числе — продуманный и обоснованный проект железной дороги генерала Рашета. Серьезно обсуждался лишь проект Богдановича, по которому железнодорожная ветка должна была пройти от Сарапула на Каме, через Eкатеринбург, до Тюмени. Ободренные тюменские предприниматели, тотчас уловившие выгоды, которые сулил этот проект, всеми мерами поддерживали полковника. Для проведения изыскательских работ тюменские купцы, вместе с автором проекта, собрали 26 тысяч рублей.

Уже к концу 1866 года изыскания на предполагаемой трассе Сарапул-Eкатеринбург-Тюмень были закончены.

А второго ноября 1867 года тюменское общество постановило «состоящему при министерстве внутренних дел полковнику Eвгению Васильевичу Богдановичу представить звание «Почетный гражданин Тюмени».

Сам Eвгений Васильевич вполне справедливо полагал, что железная дорога способна преобразить захолустную Тюмень, и говорил об этом по-писательски выразительно и ярко: «Ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре, Тюмень, когда у подножия ее лягут первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратятся любопытные взоры всего образованного мира».

Однако и Богдановичу оказалось не по зубам лобби горнозаводчиков в правительстве, которых не устраивал этот проект. Железная дорога до Тюмени была проложена значительно позже, почти 20 лет спустя. Первый состав прибыл в Тюмень 19 октября 1885 года, а спустя полтора месяца, 5 декабря, началось регулярное движение поездов от Тюмени до Eкатеринбурга и далее. Но реальное воплощение проекта Богдановича в жизнь связано с другим, не менее интересным, человеком, тоже Почетным гражданином Тюмени — Константином Николаевичем Посьетом.

Следующий выпуск рубрики — о нем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта