Как молоды мы были?
Не знаю, надолго ли, но в нашем городе возобновлена еще одна хорошая традиция. Держу в руках совсем свежую книгу «Мир глазами молодых» — сборник творческих работ студентов Тюменского госуниверситета, пробующих свои силы в художественно-документальной публицистике.
Составитель, преподаватель кафедры журналистики ТГУ Николай Шишкин, отобрал для публикации произведения 18 молодых авторов. Разные манеры, попытки ухватить судорожное дыхание, рваные, суматошные ритмы нынешних дней. Исповедальная наивность и резкие прорывы к точным наблюдениям болевых синдромов текущего времени. Уязвленное самолюбие, размытый фокус оценок и постоянное желание обрести твердь в этой жизни, нравственную опору.
И еще — удивительное ощущение переклички далеких друг от друга эпох. Целый ряд эпизодов и главок, если сменить наши фамилии хотя бы на германские и французские, напоминает известные европейскому миру страдания юного Вертера и исповедь молодого человека. Понятно, что я говорю о сходстве мотивов тоски и безнадежности, мучительного самокопания в собственных чувствах, вовсе не ставя знак равенства между письмом наших студентов и стилевым мастерством Гете, Руссо…
А может, в подобном мироощущении «виноваты» переломные и переходные грани веков, в моменты их приближений к финалу или в мучительных судорогах зарождения? По крайней мере, при всей охоте к перемене мест, всегда свойственной молодости, наши авторы подчеркивают «металлические голоса диспетчеров», холодные безжалостные ритмы жизни ночного клуба «Бронзовый лев», отчужденные глаза чиновников, с которыми им приходилось сталкиваться.
Так, в попытке путевого очерка Оксаны Ямелинец «Круговая оборона, или 9 дней за Полярным кругом» она с надеждой на помощь переступает порог кабинета сотрудника окружного комитета по образованию в Салехарде Петра Макаренко. Юная практикантка впервые попала на Север, просит о поддержке, возможности пообщаться с людьми. Но ей отвечают: «Мы на вам (так в тексте — В.Р.) работать не будем!».
Но хочется победить такую глобальную тему, как образование коренного населения Ямало-Ненецкого АО. И все-таки автору повезло — вместе с подругами она попала в гости к Eлене Сусой, вдове ненецкого писателя Леонида Лапцуя. И сразу же пропали куда-то «грязные салехардские улицы в сером асфальте с такими же серыми и равнодушными лицами людей» с редкими улыбками. Хорошо схвачена атмосфера беседы, магический круг ее северного обряда, когда напитки разливают по солнцу. Рядом -ломтики сырой оленины, белые кубики рыбы. «Оленина тает во рту, стараюсь быстрее проглотить, но, к удивлению, никакого неприятного вкуса не чувствую…». Сусой понимающе улыбается и говорит, что не нужно себя заставлять. Она хорошо помнит первую миску картошки в интернате, куда попала из тундры: «Я ела эту картошку, наполняя миску слезами…».
Вот так шла эта встреча разных культур и цивилизаций — и Eлена Григорьевна Сусой, великий знаток культуры своего северного народа, увлекла тюменских студенток: «И вот мы уже не Оксана, Света и Наташа, наши имена звучат по-ненецки плавно и мелодично: Нене — старшая, руководительница — Света. Своенравная Хартане — Наташа, и я — просто светлая женщина -Сэрне».
Более того, Сусой устраивает для них поездку в тундру, и Север по-новому раскрывается перед практикантками. По дороге встретили «уазик», водитель которого сам предложил подвезти. Уточняют у Марины (дочери Сусой): неужели бесплатно?! В Тюмени и за деньги не всегда поймаешь машину. Тут уж «Марина откровенно не понимает и не хочет верить — как можно за это брать деньги?». Но жизнь Севера — качели. И маленькая группа попадает на разграбленное кладбище.
Проблема образования осталась нерешенной, но встреча с Eленой Сусой даром не прошла. Автор путевых заметок интересно размышляет о кочевой школе, новых путях продолжения диалога наших цивилизаций. Но молодости хочется поставить точку: «Пока есть оленеводство, интернаты останутся. Обучение в них должно строиться с учетом народной педагогики, с ориентацией на традиционный труд, углубленное изучение национальной культуры, истории и языка. Пора переходить к занятиям по сокращенным программам и к школам-интернатам семейного типа (это Оксана Ямелинец излагает официальный документ).
Реалиями быта, свежим взглядом на притершийся для многих из нас окружающий предметно-вещный мир, полны и остальные произведения. Отмечу разнообразие жанров: помимо очерка — эссе и зарисовки, рассказы и дневники. Eсть просто уникальные вещи. Так, в «Записках жены военного» Анны Пепляевой, коренной тюменки, вышедшей замуж за Диму из ТВВИКУ, цитируется «Устав жены офицера». Приведу лишь Статью 11-ю из 4-й главы: «Жена офицера должна быть грамотной, уметь работать с политической литературой. По команде доводить до мужа сведения о событиях в мире».
Общее настроение авторов выразил в своих неровных стихах Александр Романов: «Ничто теперь нас больше не тревожит (тут никаких знаков препинания, увы — В.Р.) Ни жизнь, ни смерть, ни слезы, ни любовь, И страха нет, и совести нет тоже. Глаза -‘ пустое зеркало очков…». Сам же Александр в духе давно известного противоречия, свойственного молодости, коннчно же, пишет свою «лав стори» под названием «Альфонс».
Вообще, любовно-бытовая тема превалирует в сборник е. Впечатление жуткое и безрадостное: шла с подругой — едет машина — разговариваем — сел и -приехали — парни вроде ничего -изнасиловали — аборт — я убила новую жизнь — он сидит в колонии… «А че?! В наше время героев нет, остались только алкаши… Из крана капает вода. За окном серая муть. И чуть касается лампочка на длинном шнуре.. И кто-то тихо перебирает страны гитары». Во всем виноваты Первомай и Ленин (Наталья Макаревич).
Сборник хорошо оформлен и издан при финансовой поддержке областного комитета по де лам молодежи и туризма. Вы шел он в издательстве «Соф гДизайн», вот уже третий го, не бросающего свои печатные заботы о местной литературе.
Не могу не согласиться со вступительными заметками «К читателю» Константин: а Лагунова.
В этой книге действительно много унылого и теми ого. Таково зеркало текущих будней, и авторы ничего не придумывают Пишут искренне, без коньюнктуры. Их «калейдоскоп » не благостен и не добр.» Но есть и желание найти зерна светлого, разумного бытия, желание увидеть Россию, Тюмень воспрянувшими духом.
Сборник завершает короткая новелла Натальи Ильиных «Божий. человек». Тюмезнский вокзал. «Чистый и ясный, молодой, но сильный,: звонкий мальчишеский голосок выводит «Вдоль по Питерской». Вдоль вагонов шагает с шапкой в руках черноглазый парнишка. Это его работа. Пока? Автор надеется, что будет — у героя свой дом, свое счастье;, что его пощадит страшна! Маска времени в язвах и ссадинах. И это еще одно горькое и в ком-то обнадеживающее ошущение нашего времени.
P.S. Приношy свои извинения многоуважаемому Арону Рувимовичу Аронеюну. В моей зарисовке по случаю его 80-летия («Курьер» о- г :3 сентября с.г.) неверно указан год рождения. На самом деле — 1916-й.