X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У победы много родителей, поражение – сирота

Пресс-курьер

Хотя до сих пор существуют разные точки зрения на происходящее в эти дни в Чечне: то ли это стопроцентная победа, то ли исключительное по своим результатам поражение, тем не менее главные действующие лица данного процесса не хотели бы делиться приобретенным.

Подтверждением сего является печатная перепалка между чеченским миротворцем Александром Лебедем и зачинателями этого процесса — российскими демократами.

«Не имел чести когда-либо нуждаться…»

Александр Лебеде сделал официальное заявление для прессы:

«С подачи некоторых деятелей благозвучных по названию движений «Демократическая Россия», «Демократический союз» и «Демократический выбор России» 31 августа сего года на Пушкинской площади в Москве скликается митинг. До сей поры не замеченные в кругу моих друзей господа Юшенков, Старовойтова, Гайдар, Шейнис, Шабад желают явить собой поддержку и опору моей работы по установлению мира в Чечне. Искренне заявляю, что не имел чести когда-либо нуждаться в их помощи и впредь надеюсь обойтись без таковой. Следую заветам великого поэта, у ног которого собираются означенные выше господа: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…».

Комментарий лидеров демократических сил

Eгор Гайдар:

— Первое: я никогда не числил г-на Лебедя в числе своих друзей.

Второе: мне совершенно неинтересно, числит ли г-н Лебедь меня в числе своих друзей.

Третье: я выступал за мирное урегулирование кризиса в Чечне на протяжении последних лет и не собираюсь менять свою позицию, независимо от того, нравится она кому-нибудь или не нравится.

Четвертое: именно поэтому я считаю то, что делает Лебедь, правильным. И я буду поддерживать все усилия, направленные на мир в Чечне.

Анатолий Шабад:

— Сейчас о дружбе речь не идет, а идет о чеченской войне. Наша позиция неизменна начиная с декабря 1994-го. Эта позиция в принципе всем известна. Почти все пункты, которые Лебедь сейчас подписал, нами были провозглашены еще тогда, и если бы была на то воля политического руководства на тех же условиях-, что и сейчас, можно было бы подписать соглашение еще до войны и вместо войны. Мы на этом и стоим. Что касается Лебедя, его заслуги, конечно, значительны, и мы их признаем и одобряем. Это было, кстати, заявлено на митинге. Но мы на личность никогда целиком не полагаемся.

Сейчас Лебедь занимает правильную позицию. Eсли он в дальнейшем займет неправильную — мы будем его критиковать, так же как мы и раньше это делали.

Сергей Юшенков:

— Заявление Лебедя, по крайней мере, вызывает недоумение. Во-первых, потому, что он сам с людьми, которых перечислил в своем заявлении, участвовал в антивоенном митинге именно, как он говорит, у ног великого поэта Пушкина. Во-вторых, он перечислил не совсем точно те организации, тех людей, которые организовывали этот митинг.

В-третьих, он говорит о том, что никогда не нуждался в помощи этих господ. Это неправда. В конце августа 1991 года он лично ко мне приезжал и просил заступничества от «наката» генерала Бойко, начальника милиции «Белого дома», который обвинял его в том, что он собирался захватить «Белый дом». Я тогда, помню, специально обращался и к Коржакову, и к самому Бойко и в меру своих сил пытался этот конфликт погасить. Может быть, и не надо было этот факт упоминать, просто такое заявление Лебедя заставляет его вспомнить.

В-четвертых, мы не собирали митинге поддержку Лебедя. Мы собирали митинг в поддержку мирного процесса. И в той мере, в какой действия Лебедя способствуют этому, именно эти и только эти шаги Лебедя мы готовы поддержать. Как известно, Лебедь после третьего июля, когда началась эскалация, публично нигде с помощью доступных ему средств не стремился остановить эту войну. Именно правозащитные демократические организации резко выступили тогда против эскалации вооруженного насилия.

В-пятых, митинг созывался тогда, когда над страной нависла угроза ультиматума Пуликовского и когда еще Лебедь не предпринимал никаких шагов. Я напомню, что именно тогда (а это было 21 августа) на Пушкинскую площадь даже из больницы выехал Сергей Адамович Ковалев и с нами провел пресс-конференцию, на которой мы как раз объявили о митинге, поскольку только через десять дней можно митинг созывать. Поэтому и возникло это число -31 августа, а вовсе не потому, что этот митинг мы собирали в поддержку Лебедя.

В-шестых, на самом деле я думаю, что это не собственно инициатива Лебедя, это инициатива его окружения из КРО. Это окружение, может быть, забыло, что существует продолжение у Александра Сергеевича Пушкина. Помимо слов «хвалу и клевету приемли равнодушно», которые привел Александр Иванович, там, как известно, заканчивается словами «и не оспАривай глупца». Можно было бы просто, сославшись на это, и не вступать в перепалку с Лебедем.

Но меня обрадовало заявление того же Лебедя (уже вечером того же дня, когда он открещивался от митинга), что он призывает все политические партии и движения выступить в поддержку процесса в Чечне. Здравый смысл начинает торжествовать, и это отрадно. Важно, чтобы была война остановлена.

«Литературная Газета»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта