X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

МИГ в жизни Владимира Нефедова

В историю отечественной авиации вписано много имен замечательных пилотов, прославившихся при освоении просторов «пятого океана». Среди них — Владимир Андреевич Нефедов (1926-1958гг.), давший путевку в жизнь знаменитому истребителю МИГ-21.

Путь в небо для Владимира Нефедова начинался на сибирской земле. В грозные годы Великой Отечественной войны он учился в спецшколе ВВС, располагавшейся в Заводоуковске — в просторном деревянном здании в переулке Eрмака с осени 1941-го по 1944-й.

Многие воспитанники этой спецшколы впоследствии прославили свои имена. Достаточно назвать летчиков-космонавтов Владимира Михайловича Комарова и Льва Степановича Демина.

Владимир Андреевич Нефедов стал первым воспитанником Заводоуковской спецшколы ВВС, чей труд и высочайшее летное мастерство были увенчаны Золотой Звездой Героя. В Указе Президиума Верховного Совета страны от 1 мая 1957 года отмечалось, что звания Героя Советского Союза Нефедов удостоен «за мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники».

К тому времени за его спиной была учеба в чугуевском военном авиационном училище, работа там же летчиком-инструктором, школа летчиков-испытателей, которую он окончил в 1-951 году. В дальнейшем его жизнь тесно связана с КБ Артема Микояна, где разрабатывались стремительные грозные МИГи — гордость отечественной авиации. Испытав один из вариантов будущего МИГа-21-E-5 с треугольным крылом, Нефедов за-

служил большой авторитет среди специалистов КБ. По отзывам друзей, он был пилотом-самородком, обладал прекрасной реакцией…

Предсерийную машину «E-6» также испытывал Нефедов. Шло негласное соревнование американской, французской и советской авиационно-конструкторской мысли по созданию лучшего образца реактивного истребителя. Пальма первенства оказалась в руках Артема Микояна.

Первые шесть опытных полетов на МИГ-21 были удачны. Но 28 мая 1958 года очередной полет стал для Владимира Нефедова последним. На высоте 18 тысяч метров произошла остановка двигателя. Испытатель не покинул машину, стремясь спасти записи работы приборов. На высоте примерно полутора метров самолет ударился передней стойкой шасси о бетонку и перевернулся. Однако взрыва не произошло. Испытатель был еще жив, когда его извлекли из самолета, однако поврежденными оказались легкие, позвоночник, были и сильные ожоги. Усилия врачей оказались тщетными…

Своим последним полетом Владимир Нефедов сумел доказать, что истребитель МИГ-21 имеет неоспоримые преимущества перед зарубежными аналогами. Запущенный в серийное производство в 1958 году, МИГ-21 долгое время находился на вооружении отечественных ВВС и сейчас используется как учебная машина для подготовки нового поколения авиаторов. Это достойный памятник первому герою заводоуковской спецшколы ВВС.

***
фото: Владимир Нефедов;Истребитель МИГ-21.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта