X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

А у нас в Тюмени газ.А у вас?

Матрешка как инструмент борьбы за природные ресурсы

Не будет большим преувеличением сказать, что намеченные на октябрь губернаторские выборы в Тюменской области на долгие годы существенно повлияют на расклад политических и экономических сил в России. Это сильное утверждение основывается на трех постулатах: во-первых, выборы покажут, как власти (прежде всего федеральные) собираются противостоять сепаратизму и способны ли делать это вообще. Во-вторых, на примере Тюменской области Москва явно намеревается обкатать новейшую схему легитимного наместничества: из имеющихся кандидатов в губернаторы в результате построения хитроумной схемы к финишу не придет никто в результате отмены самой финишной черты, и тогда к власти в одном из самых важных для России регионов будет приставлен заранее всем известный и при этом не баллотирующийся назначенец. В-третьих, исход именно этой выборной кампании может самым существенным образом повлиять на положение и перспективы самой валютоносной отрасли страны.

Три медведя по-тюменски

Предыстория вопроса вкратце такова. Давным-давно, а именно в 1990 году, в результате первых выборов в Тюмени главой области избирается молодой нефтяник из Лангепаса (будущего ядра НК «ЛУКойл») Юрий Шафраник. Eму, естественно, нужен «хозяйственник», -и выбор падает на Леонида Рокецкого, мэра города Сургута, чья биография до этих пор никак не могла быть связана с политикой по причине «темного пятна»: младший брат Леонида Рокецкого провел пять лет в лагерях в Потьме за «антисоветскую агитацию и пропаганду», заключавшуюся в публичном чтении стихов Иосифа Бродского. (За Рокецкого-младшего вступились академик Сахаров и Amnesty International, что поставило жирный крест на возможной номенклатурной карьере Рокецкого-старшего).

Спустя три года происходит большая неожиданность: Юрий Шафраник становится министром ТЭК. Выбор властей падает на Леонида Рокецкого как на личность подчеркнуто аполитичную, хозяйственника-одиночку, не делающего попыток обзавестись «кланом».

Так уж получилось, что именно в это время в России происходит всплеск сепаратистских настроений, во многом с благословения Бориса Eльцина, предложившего всем регионам столько суверенитета, сколько они смогут переварить. В Тюменской области, образованной в 1944 году, подобный конфликт интересов субъектов был заложен изначально. Дело в том, что Тюменская область построена по принципу матрешки и состоит из двух автономных округов (Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского) и юга области с центром в Тюмени. Причем и сравнительно небольшой областной юг, и все тройственное образование называются Тюменской областью, что создает некоторую путаницу. Ямало-Ненецкий АО — это прежде всего основные запасы российского газа. Ханты-Мансийский — это нефть. Юг Тюменской области — это вполне эффективное сельское хозяйство, но прежде всего это инфраструктура для Севера. Оттуда на юг в конце концов уезжают пенсионеры, на юге учатся дети нефтяников, там сосредоточены проектные и научные профильные институты и т. д.

Eстественно, после предоставления автономным округам статуса самостоятельных субъектов Федерации они загорелись идеей стать «российскими Эмиратами». Дело пошло и дальше: в 1992 году зародилась идея образования Хантыйской республики*, включающей в себя также север Свердловской области, а города Сургут и Нижневартовск потребовали статуса «вольного города Черноморска» и пытались пробить себе статус городов исключительно федерального подчинения. Абсурд дробления заставил власти округов сплотиться вокруг идеи «единой и неделимой Тюменской области». Ненадолго, однако. Власти округов с удовольствием включились в многоходовую игру, которая явно началась в Москве. В Центре, впрочем, не до конца определились с правилами и, по-видимому, еще не решили, какая масть будет козырной.

Сценарий «тюменского переворота»

Александр Казаков, первый заместитель главы президентской администрации и специалист по работе с регионами, сегодня в Тюмени может несколько приоткрыть карты. В Тюменскую область он прилетает во второй раз за полмесяца. Правда, в свой первый визит до областного центра он не долетел, сосредоточившись на урегулировании очередного конфликта двух северных Дум (Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского АО) с югом. Тогда конфликта он не разрешил, причем представляется, что совсем не это было его главной задачей на тот момент.

Дело в том, что две северные Думы постановили проводить у себя локальные выборы губернаторов округов 13 октября (Ямало-Ненецкий АО) и 27 октября (Ханты-Мансийский АО), игнорируя выборы губернатора всей Тюменской области, первоначально назначенные на 22 декабря с. г. Борис Eльцин нашел, как обычно, соломоново решение, и своим указом от 13 сентября (N 1355) постановил провести в области единые выборы, причем в октябре. Тюменская областная Дума назначила срок проведения общих губернаторских выборов на 27 октября.

Власти двух автономных округов после выхода указа президента немедленно обратились в Конституционный суд на предмет нелегитимности президентского указа — хотя бы потому, что вышел он в середине сентября, и формально никак не получается двухмесячного срока, предусмотренного Конституцией для формирования избирательных округов. Между прочим, два члена КС принимали живейшее участие в этом деле и даже собственноручно писали устав одного из округов. В итоге КС принял решение никакого решения пока не принимать.

Тем временем 13 октября, в минувшее воскресенье, выборы губернатора Ямало-Ненецкого АО успешно прошли, и победил на них нынешний глава Ямало-Ненецкого АО Юрий Неелов. Федеральный центр в результате попал в весьма затруднительную ситуацию: если признать состоявшиеся выборы законными, это будет означать признание правомерным прямого нарушения указа президента N 1355, обязывающего провести на всей территории Тюменской области одновременные губернаторские выборы. Не признать — еще более серьезное прецедентное решение, которое повлечет за собой заранее запланированный местными властями срыв общетюменских губернаторских выборов. Срыв этот связан с северной спецификой: оленеводы уехали в тундру, нефтяники на вахте. При желании технически, технологически и финансово заблокировать еще одни выборы легко чрезвычайно.

С другой стороны, вовсе не исключено, что именно этот вариант и устроил бы разработчиков сценария «тюменского переворота». Упрощенно он выглядит так: в октябре проходят выборы в двух северных автономных округах, которые игнорируют проведение выборов губернатора области. Встает вопрос: кто виноват в срыве назначенных президентским указом выборов? Конечно, главы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Кого наказать за такое неуважение? Ответ один — только Леонида Рокецкого, поскольку двух других можно будет только пожурить (они ведь уже станут демократически избранными главами округов). В принципе Борис Eльцин мог бы применить против своевольных автономий свой летний указ, предусматривающий для нарушающих распоряжения президента глав исполнительной власти субъектов Федерации административное наказание вплоть до снятия с постов. Однако такой шаг в отношении избранных губернаторов может быть оспорен в судебном порядке. Следовательно, именно Леонида Рокецкого можно будет снять с должности, на которую он, уже единственный из всех троих, был назначен после перевода Юрия Шафраника в Москву. Выборы будут отложены (перенесены на год-два), главой Тюменской области будет назначен «временный наместник».

С большой долей уверенности можно утверждать, что им станет Юрий Шафраник.

Пятница, 13

Весной этого года в правительстве возникла идея некоего «специального»‘ управления Тюменской областью. Она состояла в том, что будет введена новая должность федерального министра по делам территорий. Или министра по топливно-энергетическому комплексу Тюменской области. Идея в принципе поддерживалась премьер-министром, но она тогда не воплотилась, причем, как свидетельствуют несколько независимых друг от друга источников, не без вмешательства генерала Коржакова.

После «второго пришествия» Анатолия Чубайса и появления в Центре властного треугольника «два Ч и один Л» в борьбе московских интересов изменилась диспозиция, нарушился баланс сил. Стороны в поиске новых ресурсов, естественно, крайне заинтересованы в вытеснении конкурентов из, ТЭКа, а значит, из Тюменской области.

Проект указа президента по выборам в Тюменской области, который вышел 13 сентября (в пятницу), был готов и прошел все инстанции уже к 15 августа. В администрации президента он и застрял на тот самый роковой месяц, потеря которого означала фактический срыв губернаторских выборов в области.

Нельзя не отметить, что Виктор Черномырдин без всякого восторга относится к поведению двух северных Дум. После подписания указа N 1355 он длительно беседовал с нынешними главами всех трех субъектов Федерации Тюменской области, призывая к взаимопониманию и договороспособности. По сведениям «Сегодня», в конце прошлой недели Виктор Черномырдин на встрече с Анатолием Чубайсом среди прочего также обсуждал тюменский вопрос. Именно после этой встречи Александр Казаков во второй раз поехал в область. С чем -пока неизвестно, но, возможно, в ближайшее время президент подпишет новый указ о выбоpax в Тюмени.

«Нарком» против «Роки»

Тем временем в самой Тюмени предвыборная кампания идет своим странным чередом. На пост губернатора претендуют четыре основных кандидата Леонид Рокецкий, Сергей Атрошенко (ныне — лидер движения «Тюмень-2000″‘, раннее — глава банка «Тюменский кредит»), депутат Госдумы Геннадий Райков и Валерий Багин. Согласно социологическим опросам, другие зарегистрированные кандидаты вряд ли могут рассчитывать на брать более 1% голосов избирателей.

Г-да Атрошенко, Багин и Рай ков представляют собой хорошо консолидированную оппозицию. Г-н Атрошенко основал движение «Тюмень-2000», будучи президентом банка «Тюменский кредит». Одним из крупных соучредителей банка является физическое лицо бывший прокурор области г-н Багин, внесший в уставный ка питал банка 100 тыс. долл. С другой стороны, г-да Атрошенко и Райков являются одними из создателей «Сибирской страхо вой компании» — учредителя Наркомбанка в городе Балаши ха Московской области. В редакции «Сегодня» имеются копии документов, подтверждающие связь Наркомбанка, недав но лопнувшего, и «Тюменского кредита». По стечению обстоятельств с крахом Наркомбанка у «Тюменского кредита» существенно улучшилось финансовое положение.

После покупки «Сибирской страховой компанией» банка «Тюменский кредит» там открыли счета два крупнейших тюменских предприятия ТЭК «ЗапСибгазпром» и «Сибнефтепровод». Заметим, что пере вод счетов в банк, только что выкупленный за долги, никак не мог быть осуществлен без санкции Минтопа.

О нынешнем положении «Тюменского кредита», сильно по шатнувшегося с уходом г-на Атрошенко (кстати, дважды судимого) в политику, о подробностях деятельности «тройственного союза» (документы имеются в редакции «Сегодня») можно написать роман. Вдаваться сейчас в детали вряд ли имеет смысл, однако можно с уверенностью утверждать, что задача этой команды, работающей с некоторой обреченностью, похожа на задачу «панцирной» пехоты — завалить собственными телами амбразуру и оттянуть голоса электората «Роки», как тюменское население именует г-на Рокецкого.

Остается один вопрос: почему же один из самых известных людей в области, Юрий Шафраник, работающий ныне после отставки с поста министра ТЭК советником премьера, сам не участвует в выборах? По крайней мере, по двум причинам. Во-первых, по Уставу Тюменской области в губернаторы не может баллотироваться человек, не проживающий в области больше двух лет. Во-вторых, нефтяные и газовые генералы обижены на Юрия Шафраника, чьими руками был учинен передел в ТЭК. Они, естественно, вполне способны хотя бы уже в процессе народного волеизъявления заблокировать кандидатуру обидчика. Значит, если Юрий Шафраник так нужен в Тюмени, он может быть только назначен.

Вариантов разрешения тюменского кризиса довольно много, и выбирать из них, как видно, будет Москва. Собственно, никакие известные истории волеизъявления в адрес прав собственности на нефть и газ не требовали столь невнятной процедуры, как гражданское голосование. Судьба этих ресурсов, как правило, решалась по праву силы, и от наместников требовалась не народная любовь, а послушание.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта