X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Волны гасят ветер

Они все равно уедут. Им повезет, они обязательно доберутся до Петрограда. Должна же в этой суматошной и безжалостной толкотне кому-то улыбнуться удача — честно, красиво, благородно.

Они увидят своего genius loci -«гения местности» — в Царском Селе рядом с северной столицей России.

Это святое место, где бродил в садах Лицея юный Пушкин, где обнял его старик Державин и благословил на духовный подвиг. Отсюда по всей Руси великой разлетелись уже не птенцы гнезда Петрова, а лицейского гнезда. И вплоть До революционных потрясений начала XX века, решительно влиявших на все стороны жизни Государства Российского, — канцлер Горчаков, декабристы, после 1825 г. ставшие сеять семена культуры в Сибири, моряки, военные деятели, созидатели новых форм жизни в экономике, просвещении, науке…

Здесь начался серебряный век русской культуры (1890-1900-е годы), стиль «модерн», к которому и сейчас благодарно тянется искусство нашего времени. Здесь работал и творил великий Иннокентий Анненский. Действительный статский советник, директор преемницы пушкинского Лицея — царскосельской гимназии, духовный наставник Анны Ахматовой и Николая Гумилева…

И наши тюменские лицеисты-ученики своего лицея в педагогическом колледже N 2 при Тюменском госуниверситете — все равно приедут сюда на кровные деньги родителей и немногих благодетелей. И готовят поездку их наставники (директор Клара Бакланова, ее заместители Людмила Курочкина, Лидия Русакова, Владимир Некляев) вовсе не для того, чтобы ребята «галопом по европам» отметились в знаменитых местах, на скорую руку насытились модными впечатлениями.

Эти дети — их опора и мечта, надежда на то, что они оформятся в первую тюменскую плеяду, элиту нашего образования, организаторов новой волны тюменских просвещенцев, чьи власть и сила будут измеряться не числом нулей банковских счетов и стоимостью личных «мерседесов», а глубиной нового содержания образования, его гуманистическим и свободным духом, атмосферой «учения с увлечением» там, где они будут работать.

По договору со школой культуры «Ковчег» Серафимы Левиной (СПб) тюменские лицеисты станут не торопливыми экскурсантами, а будут учиться по программе «Город в подарок».

…Осенние уроки поэзии… Боже, у них будет своя болдинская осень, свой праздник на осенних холмах. Потом они переберутся в Москву, погрузятся в мир старой русской культуры, по-своему переживут ее заповедные уголки, где еще излучают тепло и свет старинные дома, стоят Храмы, помнящие жаркие и высокие слова, моления Пушкина, Гоголя, Марины Цветаевой. …Они пройдут по переделкинским аллеям и поклонятся праху Бориса Пастернака и Александра Твардовского…

А потом «они неспешно проедут к Волге, и будет день, вечер, ночь и утро встречи с Плесом, с Левитаном. Над вечным покоем — с одной стороны, с Благовестом печальных храмов -с другой. Будет дивное сияние Троице-Сергиевой лавры… Вернутся и со своими наставниками продолжат самотворение себя уже в Тюмени.

Я не спешил навязываться нашим лицеистам, ходил за ними потихоньку, листал рукописи их творческих работ, смотрел видеозаписи занятий. По проекту колледжа эти дети по новой особой программе должны пройти весь образовательный цикл в цепи многоуровневой подготовки. От первого класса до 11-го. Потом — учеба в колледже, завершение среднего специального звена, переход в университет, возможная аспирантура,- работа в качестве руководителей сферы просвещения. Возвращение в колледж на преподавательскую стезю. Обратите внимание — непрерывное, специальное, дополнительное, базовое и многоуровневое образование в этом случае складывается в единую цепь, кольца которой постоянно «чистятся и блестят» педагогической практикой в своем родном и теплом доме, в «семье» своего колледжа.

Скажете: система замкнется сама на себя, начнет загнивать в самодовольстве и отчуждении от других школ и вузов?

Но ведь бывшие лицеисты будут работать уже с новой формацией учеников, которые придут в свои первые классы. И будут уже иными.

Но возникает и оформляется на глазах самоочищающаяся в движении и развитии единая цепь.

Каждый год набирается только один класс. Самые первые лицеисты уже дошли до 6-го класса. Колледж не отменяет базисного плана, основы знаний закладываются по известному государственному стандарту. И за относительно небольшую плату (сейчас 1,2 млн. руб. с родителей в год — по 100 тысяч в месяц) ребята охотно получают «дэпэ» — уроки ритмики, эстетики, музыки, танца, мифологии…

Сюда просто так никого не ? приглашают. Подумайте только, латынь и древнегреческий преподает Лариса Комарова из университета. На фоне античных скульптур она сама выглядит Минервой, сошедшей с пьедестала. Тон, облик, манера держаться, занятия не нудной зубрежкой спряжений и глаголов, а живой душой древних языков, ставших фундаментом нашей общей европейской культуры, привлекают детей.

А под Сергиев Посад они приедут со своей Лидией Русако вой и встанут на холме, где не когда бывал и я, там, где было Видение отроку Варфоломею Тому самому, кто стал Святым Сергием Радонежским, благое ловившем Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Тому самому, кто увековечен на полотне великого русского художника Михаила Нестерова.

Стоит ли добавлять, что уже в советское время на этом холме вели свои диалоги Павел Флоренский и Сергей Булгаков? А ведь они — главные фигуры русского космизма, русского Возрождения XX века. Сюда, на этот холм, приходил мысленно пообщаться с ними известный писатель-философ Михаил Пришвин.

Уроки в лицее обязательно выливаются в праздники (концерты, игры, театральную мистерию «Солнцеворота»…) — взаимопроникновение родной природы и культуры, синтез духовно-исторического и телесного развития юной личности в симфонии зyаний и искусств (авторская программа Лидии Русаковой о духовных ступенях учеб ной истории каждого ученика).

Я посмотрел материалы урока суда над Бабой Ягой. Поразил «приговор» детей — удалили ее в ирреальный мир как хозяйку мира мертвых. Но не лишили ее мифологического бытия среди нас, ибо, как сказали ребята без нее пропадет русская сказка.

Спрашивается, почему же не звонит колледж во все колокола, не мозолит глаза начальству своим лицеем, инновациями? Да нет, информация, конечно же, уходит в верха, а вот постоянно теребить инстанции просто некогда, делом надо заниматься.

Формально все замечено, сюда привозят зарубежных гостей и коллег из области и других мест России. Свежий факт — посещение колледжа теперь уже министром общего и профессионального образования России Владимиром Кинелевым. Расчувствовавшись и придя в восторг от увиденного, обняв за плечи директора Клару Бакланову, он эмоционально обратился к руководству тюменского просвещения, Смысл: вот он -реальный росток новой школы, обновленных вузов. Берегите, помогайте, это же ваше общее чудо, прекрасный путь!

Но почему же, когда колледж после долгих исканий и, сомнений нашел собственную нишу в преобразовании учебного процесса, вполне сопоставимого, по оценкам независимых экспертов, с критериями ЮНEСКО, нашлись люди в соответствующих инстанциях, тормозящие полезную работу?

Осталось мне обратиться к нашему мэру Степану Киричуку.

Глубокоуважаемый Степан Михайлович! Не дайте зазря сгинуть нашей педагогической жемчужине, разрушить с таким трудом созданную педагогическую систему. Ведь формирование столь необходимой Тюмени образовательной элиты — залог появления у нас высококлассных и современных руководителей учебных учреждений.

Eще одно имя — депутат городской Думы от округа, где расположен колледж, Вадим Бондарь. В свое время — выпускник тюменской СШ N 4, ученик Клары Баклановой. В программе его депутатской группы записаны очень правильные слова о необходимости поддержки наших просвещения и культуры. Вот ситуация, когда родители лицеистов — ваши избиратели — по достоинству оценят вашу решительность.

Так случилось, что на территории наших восточных микрорайонов ярко засветились два маяка — колледж N 2 со своим лицеем и театр для детей и молодежи «Ангажемент». Их огни не должны погаснуть.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта