Грабеж по анонимной анкете
Поздним вечером в моей квартире раздался телефонный звонок. Обладатель низкого хрипловатого голоса сообщил, что представляет независимый исследовательский центр, который проводит выборочный опрос жителей города с целью с определить рейтинг кандидатов на предстоящих выборах губернатора.
У меня сразу возникли вопросы: где расположен центр, какой круг исследователей, кто возглавляет учреждение? Интересуюсь адресом.
На том конце провода маленькая заминка. Затем голос вяло информирует, что он всего лишь исполнитель, подробностей не знает, но предполагает, что результаты исследования наверняка будут востребованы как областными структурами, так и общественными организациями города.
— А кто финансирует ваши исследования? Ведь не бесплатно же вы работаете?
Опять заминка.
— Хорошо, прочтите мне вопросы, на которые предстоит ответить.
Мой собеседник перечисляет: возраст, образование, сфера трудовой деятельности, жилищные условия, количество членов семьи, их возраст, удовлетворенность материальным положением семьи, позволяет ли семейный бюджет совершать желаемые покупки, наличие детей, их возраст, имеется ли загородный дом или дачный участок, когда и где в последний раз отдыхали и, наконец, — какой кандидатуре отдадите предпочтение на выборах и почему.
Выслушав собеседника, говорю, что готов ответить только на последний вопрос. Мой визави высказывает явное неудовольствие. Объясняет, что для объективного и полноценного анализа необходимо ответить на все вопросы анкеты. После моего твердого отказа «исследователь» кладет трубку.
Тут же звоню всем знакомым, которые занимались подобными исследованиями во время предыдущих предвыборных кампаний. Выяснил, что об упомянутом центре никто ничего не слышал.
Насколько же безобидны ответы на вопросы таких «анонимных» анкет? Социологи считают, что по анкете, составленной толковым специалистом, о человеке можно узнать очень даже многое. А теперь давайте посмотрим, какие сведения мог получить из моих ответов незнакомый «исследователь». Во-первых, узнать примерный уровень моих доходов и материальных возможностей. Наличие детей школьного возраста скажет о том, что на отдых с семьей я имею возможность выезжать только летом. По составу семьи можно определить, что, когда взрослые на работе, дети находятся в квартире одни. Наличие загородного дома или дачного участка предполагают мое отсутствие дома по выходным дням, особенно в летний период. Отвлеченный и, казалось бы, совсем малозначительный вопрос о моем отношении к содержанию животных в городских условиях предполагает ответ о наличии или отсутствии в доме собаки.
Статистика показывает, что пик квартирных краж приходится именно на летние месяцы. Для воров и грабителей это тоже страдная пора. Нынешний домушник уже не хочет вскрывать квартиры наугад. Он стремится работать производительно, опираясь на научные методы.
В заключение хочется сказать особо доверчивым гражданам, что до выборов осталось совсем немного времени. Процесс изучения общественного мнения будет, видимо, нарастать день ото дня. И, встретив на пороге своей квартиры человека с анкетой, не спешите ее заполнять. Хорошенько подумайте, прежде чем ответить на вопросы и по телефону/Осторожность редко бывает излишней.