Астма — другая жизнь
ОСНОВАНИE АЙСБEРГА
Каждый десятый ребенок на Земле болен бронхиальной астмой. Страдает астмой и каждый двадцатый взрослый. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения.
Проблема глобальная. Потому Национальным институтом здоровья США разработана такая же глобальная инициатива по борьбе с бронхиальной астмой (GINA). При поддержке ВОЗ глобальная инициатива приобрела всемирный размах, к ней присоединились многие развитые страны, в том числе и Россия.
Статистические показатели заболеваемости бронхиальной астмой ниже реальных. На самом деле пациенты пульмонологов и аллергологов (именно эти специалисты занимаются лечением данного заболевания) — только верхушка айсберга. Основание айсберга — это люди, приходящие на прием к участковому терапевту. Люди, опасная и неизлечимая болезнь которых находится в начальной стадии, и распознай участковый астму, назначь грамотное лечение — течение заболевания можно было бы облегчить.
По данным российских разработчиков GINA, 80 процентов астматиков начинают лечиться именно у терапевтов. Значит, надо сделать так, чтобы терапевт имел достаточно знаний.
В последние годы представления медицины о бронхиальной астме претерпели существенные изменения. Снимать приступ астмы с помощью бронхорасширяющих средств — эта терапия уже признана устаревшей. Лечение астмы от приступа к приступу — малоэффективно и слишком дорого, считают разработчики GINA. Бронхиальная астма — это прежде всего хронический воспалительный процесс нижних дыхательных путей, значит, базисом лечения должна стать противовоспалительная терапия.
Знать это должен не только каждый врач, но и каждый больной. Российские пульмонологи констатируют: многие астматики не соблюдают назначенный им режим, не видя и не понимая в нем смысла. Отсюда — и более тяжелое течение болезни, и более высокие показатели смертности. Программа GINA предусматривает партнерские отношения врача и больного ради общей цели — победы
[В ОРИГИНАЛE ОТСУТСТВУEТ ФРАГМEНТ ТEКСТА]
лекарство эффективное и безопасное. Вот именно безопасность воспроизведенных лекарств внушает сомнения специалистам. Бывает, что негативные последствия от введенных лекарств дадут себя знать через много лет (а иногда и на потомстве). Так считает Фатима Абазова — кандидат медицинских наук, доцент, менеджер по связям с медицинской общественностью компании Glaxo-Wellcome.
GlaxoWellcome, самая крупная в мире фармацевтическая компания, явившись наконец и на российский рынок, обнаружила, что там уже есть некоторые ее разработки. Правда, в виде именно воспроизведенном. Например, всем нам хорошо известное лекарство бисептол есть аналог препарата септрин производства GlaxoWellcome. Причем копия по качеству уступает оригиналу. То же самое и с разработками для борьбы с бронхиальной астмой.
Компания GlaxoWellcome, созданная в марте прошлого года в результате объединения двух крупных британских фирм (Glaxo и Wellcome), стала производить уникальные пакеты препаратов (например, противоастматическое лекарство вместе с антибиотиком — такой пакет абсолютно сочетающихся друг с другом препаратов представляет собой настоящий двойной удар). Специалисты GlaxoWellcome, разрабатывающие новые лекарства, стремятся свести на нет всякое побочное действие, даже если и лечебный эффект от введения такого препарата будет не столь сногсшибательным.
Почти сто лет компании Glaxo и Wellcome трудились над созданием новых качественных лекарств, а мы об этом даже не подозревали. Да ладно мы — не подозревали даже наши врачи. Eсть такой замечательный прибор, приводит пример Абазова, называется пикфлоуметр — прибор, позволяющий контролировать состояние бронхов в течение дня. В Штатах каждый больной бронхиальной астмой такой прибор имеет. А у нас в России всего 4-5 процента врачей знают о его существовании.
Таким образом, мало создать высококлассное лекарство и пустить его в производство. И даже мало всему миру рассказать о его существовании. Поэтому компания GlaxoWellcome не только снабжает медицинскую общественность мира литературой, но и организует обучение врачей на конференциях и симпозиумах.
Поэтому GlaxoWellcome активно включилась в реализацию программы GINA. Она стала генеральным спонсором всероссийского совещания по обсуждению программы GINA в июне этого года. GlaxoWellcome спонсирует поездки российских — в том числе и тюменских — специалистов на обучение за рубеж, проведение подобных конференций и семинаров и т.д. В этом, право же, заинтересована не только фирма. Не только врачи. Но и сами больные бронхиальной астмой.
А особенно дети-астматики. Потому что астма (как, кстати, многие неизлечимые болезни) накладывает совершенно особый отпечаток на всю жизнь человека.
ОТПEЧАТОК БОЛEЗНИ
Дедушка моего знакомого был астматиком и умер, когда тот был ребенком. До сих пор при слове «дедушка» уже взрослый мужчина вспоминает запах лекарств, затрудненное дыхание, и «пшикалку» (аэрозоль), вечный спутник деда…
Eсли уж случилось человеку заболеть — надо дать возможность ему болеть с комфортом. То есть минимизировать влияние болезни на жизнь. Особенно жизнь ребенка или подростка.
[В ОРИГИНАЛE ОТСУТСТВУEТ ФРАГМEНТ ТEКСТА]
одной аудитории и учить вместе», — считает Абазова, Кроме того, для успешной борьбы с астмой (а значит, и для успешной реализации проекта GINA) необходимо скоординировать усилия академической школы и практических врачей.
По мнению Фатимы Абазовой, тюменское представительство компании ведет свою работу наиболее успешно именно потому, что ему удается поддерживать партнерские отношения с областным комитетом по здравоохранению и медицинской академией. Надеюсь, очень скоро эту успешную деятельность почувствуют на себе и тюменские астматики.
В прошлый четверг тюменское представительство «GlaxoWellcome» совместно с областным комитетом по здравоохранению и медицинской академией провело в большом зале городской администрации конференцию по обсуждению программы GINA.
Проблема бронхиальной астмы — не только медицинская, но и социально-экономическая. Потому что затраты здравоохранения на бронхиальную астму складываются в основном из пенсий и больничных листов. Повышение качества лечения астмы — государственное дело.