Огибая мыс Доброй Надежды — к острову красоты
Над ней смеялись (за спиной!), с ней говорили елейными голосами, предупреждая о «тупике». Но она верила, что найдет свой путь и, миновав «ревущие сороковые» — догмы перегруженных музейным хламом учебных программ, экскурсионную скороговорку в путешествии среди невообразимой массы предметов и явлений нашей культуры, — выведет свой учительский корабль к острову красоты, сотворчеству со своим классом на уроках мировой художественной культуры.
В принципе, Eлена Ильинична Кучерова, учитель высшей квалификации в школе №14, отличник просвещения, лауреат профессионального конкурса, могла бы давно успокоиться. Скоро 15 лет минет с того дня, когда с дипломом выпускника филологического факультета ТГУ она вернулась в родную школу. Наработаны и по-своему осмыслены звенья уроков русского языка и литературы, собственные приемы и педагогические секреты. В среде коллег — далеко не последнее место. Ну что еще ей надо?!
А ведь человеку творческому, ищущему надоедает подшлифовывать накатанные рельсы. Наступает момент, и учитель меняет «кожу». Внутренний голос вдруг прошептал пушкинское — «есть упоение в бою у самой бездны на краю». Такой «бездной» для Eлены Кучеровой стал этакий странный предмет — «мировая художественная культура» (МХК). Появился он в конце 70-х годов, и вроде бы с самыми благими намерениями. Дать нашему юношеству попробовать плоды культуры человеческой как разносторонней и разнообразной деятельности, показать исторические уровни развития культуры как нашей второй природы, весь арсенал ее материальных и духовных предметов. Но дети невзлюбили сей предмет и были по-своему правы. Возьмите любой расхваленный взрослыми спецами учебник МХК, прочитайте любую страницу — и вы застонете от обилия засушенных фактов, фамилий, произведений. Это все равно что заставить своего ребенка за один год выучить наизусть толстенный энциклопедический словарь.
Увы, несмотря на все модные педагогические новации последнего десятилетия, мы по-прежнему рассматриваем ученика в школе как пустой безразмерный сосуд, который надо побыстрее забить информацией. «Мировая художественная культура», с точки зрения нормальной логики, просто смешна, ибо программа начинается с первобытного общества, бодренько скачет в Древний мир и, раздуваясь, финиширует в текущем веке. Само название обязывает преподавателя этого монстра знать и японский театр Но, и искусство говорящего дерева с острова Святой Пасхи — Кохау ронго-ронго. А еще есть цивилизации майя и ацтеков, культура Африки. Куда честнее было сказать, что нынешняя МХК предлагает европеизированный взгляд на культурные материки планеты.
Ясно, что ни я, ни Eлена Кучерова — не указ чиновникам из сферы образования. Спасибо им, что разрешили корректировать программу, делать ее авторской. Над ней Eлена работала долго и вот пару лет назад решилась на апробирование. В основе ее учительского сюжета «мировая художественная культура» — стремление отыскать осевые точки пересечения разных видов культуры. К примеру, что объединяло дух творческих дерзаний титанов Возрождения? Возвращение во всех искусствах к человеческой личности после полного растворения ее в божественном, горнем мире в Средние века. Вокруг такой оси Кучерова и выстраивает вдохновенные круги из картин и скульптур, книг и музыкальных пьес…
Свою победу Eлена почувствовала, когда на ее стол легли рисунки учеников — символические росписи основных духовно-художественных токов той прекрасной эпохи. Настало время держать совет с коллегами.
Впервые в истории тюменского образования Eлена Кучерова провела свой авторский курс по мировой художественной культуре — этакую публичную защиту выстраданной концепции в среде профессионалов. Хорошо, что эти курсы взял под свое крыло областной институт повышения квалификации педкадров. Зачтется!
Курсы она провела вместе со старшим преподавателем кафедры истории русской литературы Тюменского государственного университета Ириной Смирновой. Вместе они давно составили неразлучную пару — нескончаемый диалог, спор в пути к новой программе.
И вот я в ее классе, где недавно закончились занятия с коллегами. Дожили мы до светлых времен — Eлена Ильинична вручает преподавателям других учебных заведений официальные удостоверения об успешном окончании курсов по МХК. Провожу беглый опрос, выбираю самое главное в ответах.
Наталья Гизетдинова (школа-гимназия №1). Она очарована личностью коллеги, тем, как Кучерова переживает, соучаствует в культурном движении разных эпох и разных народов. Людмилу Бушуеву (школа №26) привлекла глубина показанных уроков, эмоциональная атмосфера погружения в давно канувшие в лету художественные миры.
Для Марии Ясаковой (школа №16) важна представленная синхронизация в этом курсе фактов и явлений основных гуманитарных дисциплин, такие контакты с другими предметами, когда исключается дублирование и начинается полезное взаимодействие.
Татьяна Маркова (школа пос. Боровое) сама ведет курс мировой художественной культуры четыре года., Она сопоставила’ свои методы и построения с уроками Кучеровой. Решила, какие формы работы ей приемлемы. Валентина Лопарева (школам 14) открыла новые грани в перспективных линиях перехода представленного курса от младших классов к старшим.
Все вместе решили обратиться в Центр инновационной педагогики городского комитета по образованию с предложением открыть постоянно действующий семинар преподавателей дисциплин литературно-эстетического цикла.
… Разошлись коллеги-«ученики». Мы остались втроем — Кучерова, Ирина Смирнова и я. Eще и еще раз смотрели рисунки, творческие работы ребят, художественные портреты, стихотворения. Снова и снова виделись нам желтые воды Нила на фоне сокровенного молчания пирамид, спешили на заседание «Арзамаса» Жуковский с Пушкиным, шумела молодежь на первых выставках русских передвижников и французских импрессионистов, завораживал зал своей скрипкой неистовый Паганини…
Конечно, права Ирина Смирнова, сказав мне заранее, что, посетив Кучерову, я наконец-то увижу учителя, который наделе трудится в системе ценностей высшего в профессии творческо-эвристического подхода к урокам. И это правда, как правда и то, чем вдохновился великий поэт XX века Арсений Тарковский: «Мне бы только теперь до конца не раскрыться. Не раздать бы всего, что напела мне птица… На прожиток оставить себе навсегда Крепкий шарик в крови, полный света и чуда…».