Бесхозная область
Пока длится многолетний губернаторский спор: кто из них главнее, пока Думы забрасывают друг друга меморандумами — богатства Тюменской области вовсе не оказываются безнадзорными. Сторожкий заинтересованный взгляд и без компьютера знает, что в случае чего можно отнять у территории, которая больше, чем собственным хозяйством, занята междоусобицей.
Надо ли напоминать о «проекте века»? Ведь и десяти лет не прошло, как он был снят с повестки дня. И, как нам казалось, снят окончательно.
«Проект века» — так не без основания называли предложение Минводхоза и его отраслевого института повернуть воды сибирских рек вспять и направить их на орошение пустынь Средней Азии. Проект этот, помнится, выскочил как чертик из табакерки, изумив общественность как своими масштабами, так и сладостью благ, которые должны были буквально просыпаться на Союз в случае его реализации.
И всю эту благодать словесную должны были глотать сибиряки. Причем молча. Поскольку всякое слово критики или даже сомнения в неописуемом совершенстве «проекта века» не допускалось. Было такое «мнение»: не критиковать…
Помнится некая радиопередача, в которой столь же благостно расписывалось, как хорошо обустраиваются неподалеку от Заводоуковска узбекские строители.
Была ли критика проекта? А как же! Была. Как и полагалось в советские времена — на кухне.
Сторонники проекта, видимо, исходили из простой точки зрения: поскольку даже по карте заметно, что Тюменская область тонет в воде, отчего бы не забрать излишки, не перебросить их в Среднюю Азию, где произрастает столь необходимый народному хозяйству хлопок? Тем более что Арал уже кончается.
А кухонные противники, за неимением другой трибуны, выливали доводы на головы друзей и ближних. Вода, которая приходит на Север, несет не только влагу, но, что самое главное, тепло. Достаточно преградить ток теплой воды на Север, как Арктика начнет наступать на юг. Обмелеют и высохнут рыбные северные «пастбища», заливные соры, где нагуливают нежный жирок стада муксунов, нельмы, щекура, сырков. Про осетров уже и не говорит никто.
Тем временем, по трассе, выбранной Минводхозом и одобренной ЦК, прошли изыскатели Гипроводхоза. К 1986 году они закончили изыскания на 1270 километрах. Но не успели…
«Проект» не случился. Наступила перестройка, которую сегодня ругают все кому не лень. Причем ругают те же, что раньше хвалили. Но перестройка сняла намордники» с газет, и одной из первых мишеней гласности стала идея поворота сибирских рек. Писатель Сергей Залыгин возглавил эту борьбу. Минводхоз, на который нападали со всех сторон, в том числе за «мелиорацию», уже не смог отбиваться на все фронты. «Проект века» был отставлен. И говорили, что навсегда.
Однако не навсегда. Буквально на днях, в Ташкенте, на международном семинаре по проблемам Арала, вновь подвергся обсуждению (цитирую по газете «Коммерсантъ-daily») «головокружительный проект по переброске сибирских рек в Среднюю Азию». Жив курилка! Живы старатели-копатели каналов.
Вы только не подумайте, что это наши бывшие товарищи по Союзу ССР стараются. Самое интересное, как сказал председатель Госкомприроды Узбекистана Асхат Хабибуллаев, что «касательно переброса сибирских рек в бассейн Арала Россия еще раз подтвердила свое «добро», …однако мы еще не знаем, как отнестись к этому несомненно доброму шагу».
Вы поняли? «Россия готова отдать Узбекистану воду сибирских рек. Но нужна ли она ему?» — спрашивает Асхат Хабибуллаев.
Россия готова. А мы с вами — готовы? Согласны? Нам все равно? Или нас никто не спрашивает? Или мы с вами — не Россия?
Вот что происходит в нашем сибирском доме, да и в нашем российском доме, когда сильно увлекаются выяснением, кто в этом доме главный. Тогда главным оказывается любой, кому этого захочется.
Я бы очень попросил господ губернаторов, избранных и тех, кто еще только рассчитывает быть избранным, обратить внимание на чрезвычайно опасный для нашего дома проект. Объедините ваши усилия. Соедините вашу зоркость в общих интересах.