X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

В России надо жить долго

Правда, прекрасные слова? Жалко, не я их придумал. Но повторяю как свои.

А вспомнились они по случаю восьмидесятилетия Павла Александровича Иоанидиса, которое отмечалось в четверг. Жаль, что вас не было с нами! Собралась вся спортивная общественность и часть неспортивной. Иоанидиса усадили в кресло у сцены, ему было неловко, и он все порывался встать навстречу каждому, кто шел к нему с цветами, памятными адресами, подарками…

Нет, вы только подумайте, через какие бури века-волкодава провел утлую лодчонку своей жизни единственный в то время тюменский грек! Он начал работать/в 1934 году. Помните? Год семнадцатого партсъезда, таинственного голосования за гениального генсека (оттуда пришла фраза: главное, не как голосуют, а как считают…). Год убийства Кирова и начало работы карательной машины…

Павел Александрович приходит в школу, преподает физкультуру, учит мальчишек и девчонок быть сильными и крепкими, а по ночам в городе скрипят телеги, на которых вывозят расстрелянных, потом начинается война, долгая и кровавая война. Пойдите к памятнику старшеклассникам и посчитайте, сколько там юных, не вернувшихся, погибших кто при отступлении, кто при окружении, — ученики Павла Александровича…

Да, он никогда не был политиком. Да, он честно делал свое простое дело. Он — учитель, тренер, судья по спорту. Добрый и милый собеседник, хороший человек. Быть может, именно такие, как он, помогали сохранить веру в жизнь. Быть может, именно такие, как он, помогают пережить все, что выпадает на нашу долю.

Конечно, надо жить долго, даже если ты живешь не в России. Но, наверное, это безумно скучно. Как в Швеции. Что в девятнадцатом веке, что в двадцатом — никакой разницы. Только вместо лошадей — автомашины, только растут налоги да мелькают мимо имена королей, как верстовые столбы. Или как в Швейцарии, там еще скучнее, потому что даже королей нет.

То ли дело — Россия! Помните, у Грибоедова «шел в комнату — попал в другую»? В одном только веке — царь, Керенский с Колчаком, Ленин, потом шесть генсеков, президент. Общественный строй — туда-сюда, как поезда в метро. Что будет завтра — никому неизвестно. Причем неизвестно даже тем, кому известно быть должно. Наверное, они тоже смотрят на мелькающий мимо век, как на полустанки за окном…

Это, конечно, шуточки. Но если серьезно, мы еще в состоянии хоть как-то перемещаться в пространстве, а во времени можем только ехать, управлять не можем. Eдинственный способ дождаться перемен — жить долго.

Конечно, долго жить хорошо и в другой стране. Но в России, где жить трудно, надо обязательно уметь жить долго. Хотя бы для того, чтобы подать пример и воспитать уверенность: всегда и при любых обстоятельствах человек может оставаться человеком.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта