Абсолютно нормальные убийцы
В Ялуторовске и Ялуторовском районе арестовано 9 членов вооруженной группы, которая с мая 1995 года по октябрь 1996 совершила целый ряд тяжких преступлений. Арестованные уже сознались в убийствах пятнадцати человек, тела которых были в разное время закопаны то в лесу, то на берегу реки Тобол.
Банда была вооружена двумя пистолетами «Макарова», автоматом, обрезами и самодельными пистолетами. Одним из главарей группы оказался старший лейтенант милиции, сотрудник следственного изолятора. Большинство арестованных считались вполне законопослушными гражданами. Только у одного из них за плечами отбытие срока в местах лишения свободы.
О расследовании преступлений, совершенных в Ялуторовском районе недавно арестованной бандой, рассказывает прокурор Тюменской области Эрнест Валеев.
— С весны 1995 года в Ялуторовске и районе пропадали люди. Сначала сгорела база отдыха на озере Сингуль, а ее владельцы Тимочко и Кулик исчезли. Были и другие случаи. Потом случайно в лесу пастухи или грибники стали натыкаться на свежие холмики. Милиция приедет, раскопает — труп. Один, другой, третий… Пять нераскрытых убийств для тихого Ялуторовска — много. Местная прокуратура ничего внятного сказать не может. Мы собрали все эти дела вместе и поручили следователю по особо важным делам областной прокуратуры…
Вспомнилось: несколько месяцев назад на пресс-конференции я задавал областному прокурору вопрос — изучается ли версия о том, что целенаправленные убийства людей, каким-то образом связанных с криминальным миром, могут быть акцией отдельных сотрудников милиции? Прокурор тогда ответил осторожно: этот вопрос прорабатывается.
— Я имел в виду, — говорит Эрнест Абдулович, — именно ялуторовский клубок. У нас к этому времени уже были данные о том, что большинство этих убийств совершены из пистолета «Макарова». Мы исходили из предположения, что кто-то из право-охраны вершит свой суд. Тем более что все убитые — коммерсанты, за каждым можно было что-то отыскать.
Итак, областная прокуратура поручила дело своему следователю. РУОП начал разрабатывать местные преступные группы. Странно, но активность правоохранительных органов не напугала преступников, не заставила их «лечь на дно». Ребята, сказал прокурор, работали резво.
— Может быть, чувствовали хорошее прикрытие?
— Это вы о работнике милиции? Нет, он был не прикрытием, а одним из организаторов группы.
— А в печати кто-то из ваших же сотрудников обмолвился, что был старлей в банде вроде «шестерки»…
— Возможно, чтобы приглушить милицейскую тему. Нет, в банде он был одним из двух авторитетов. Кстати, оба, как говорится, друзья детства.
Мы с вами уже, такова жизнь, привыкаем к существованию понятия «организованная преступность», к выстрелам в подъездах, к взрывам автомашин. К рэкету. И ко многому, что вызвано к жизни новыми экономическими условиями, появлением богатых людей, ограбив которых либо ((поставив на счетчик», можно быстро и без труда обогатиться самому. Так, из рассказа прокурора Эрнеста Валеева я понял, что за преступлениями в ялуторовской округе вовсе не просматриваются прямые корыстные мотивы. Они не убивали с целью грабежа, разбоя. Разве что за исключением отдельных случаев, вроде самого первого, когда пытались заставить владельцев базы отдыха на озере Сингуль отказаться от собственности. Те не пошли на уступки, и были убиты, а база сожжена.
Эти люди, если они, конечно, люди, просто убивали. Убивали ради того, чтобы убить. Они мучили. Они глумились над трупами, отрезали уши и другие части тела. Из предварительных допросов понятно, что нередко причиной убийства было элементарное: «этот мне не нравится». Или, изредка, если было подозрение, что человек мог вывести на них милицию.
— Они — нормальны?
— Я не скажу, что милиционер, например, с детства мечтал убивать. Но эти замыслы он вынашивал достаточно долго. Придумывал детали. Моделировал. А данных, что они — сумасшедшие, нет. Словом, жители без серьезных психических отклонений, сомнений в их вменяемости нет.
Прокурору, экспертам виднее. А как нам считать? Вздумал один гражданин настойчиво поухаживать за родственницей или знакомой одного из бандитов — вот повод для убийства. Гражданина Ниязова «наняли» на тюменском вокзале — отвезти в Ялуторовск. Хотели раздобыть машину, поскольку планировалось нападение на инкассатора. Одно из последних преступлений — четыре убитых в «ниве», которую подняли со дна Тобола нынешней осенью. С владельцем машины у группы были планы «разобраться». Он сам ходил в «крутых» и не считал наших авторитетов за авторитетов.
Но трое остальных, чьи пробитые пулями тела вместе с «нивой» ушли в реку, — просто случайные попутчики, знакомые водителю деревенские мужики, которые попросились подвезти. Их убили за то, что попались под руку.
Авдеев — убит с помощью удавки и ножа, поскольку что-то знал про затопленную «ниву»…
Арестовано по делу девять человек. Обычные люди, говорит прокурор, каждый где-то работал, ничем среди других не выделялись, молодые — от 20 до 35 лет.
Чего они хотели?
Eсть предположение, что вся эта система страха и одновременно самоутверждения имела целью поставить под контроль группы весь город и район. Для этого и потребовалось физическое устранение и устрашение соперников столь жестоким образом. Взятие власти в городе, криминальной власти, само по себе принесло бы дивиденды, считает прокурор.
12 эпизодов, 15 трупов. И непонятный перерыв в убийствах с ноября по февраль. Эрнест Валеев не исключает, что могут появиться и новые факты преступлений. Сейчас тщательно изучается массив дел, связанных с исчезновениями людей.
Банда действовала полтора года. По мнению прокурора, это стало возможным не только вследствие ловкости преступников. Длительное время местная милиция и местная прокуратура не обращали должного внимания на многочисленные заявления о том, что люди пропадают неизвестно куда. Eсли бы розыск начали раньше, если бы стали устанавливать связи погибших…
— Один случай был просто дикий, — рассказывает Эрнест Валеев. — Убили Докукина. Милиция нашла закопанный на берегу Тобола труп. А прокуратура… закрывает дело, поскольку «не установили причину смерти». Когда труп эксгумировали вновь по настоянию следователя областной прокуратуры, обнаружили в голове пулю от «Макарова». Так что нам не до фанфар. Банда банде — рознь. Эти — не гастролеры, а свои, доморощенные. Eсли бы правоохранительные органы получше работали, то просто обязаны были выйти на них раньше.
Следствие продолжается.
***
фото: