Назвался груздем…
Два дня назад я получил исковое заявление. Депутат Государственной Думы и кандидат в губернаторы Тюменской области Геннадий Райков заявляет, что газета «Тюменский курьер», опубликовав статью «А у нас в Тюмени газ. А у вас?», нанесла депутату моральный вред. В обширной статье, опубликованной «Тюменским курьером», имя депутата встречается в двух абзацах, в одном из которых утверждается, что г-да Атрошенко и Райков являются одними из учредителей «Сибирской страховой компании»…
Депутат Райков полагает; «утверждение газеты «Тюменский курьер» обо мне как о создателе «Сибирской страховой компании», упоминающейся далее в тексте статьи в неприглядном свете, не соответствует действительности, порочит мои честь, достоинство и доброе имя, умаляет последние в глазах избирателей, доверивших мне право представлять их интересы в Государственной Думе Российской Федерации, а также в глазах моих потенциальных избирателей на выборах главы исполнительной власти Тюменской области, дискредитирует мою избирательную кампанию, глубоко оскорбляет мои чувства…».
Геннадий Райков просит суд Центрального района Тюмени защитить его честь и достоинство, потребовать от газеты опровержения за подписью редактора и компенсировать моральный вред путем взыскания с редакции газеты 1 (одного) миллиарда рублей с последующим перечислением денежных средств на счет Лесозаводской школы-интерната.
Пренеприятнейшее, скажем, известие.
.Не стану подменять газетной страницей зал суда, где мне предстоит отстаивать позицию газеты и ее скромное имущество (которое не составит миллиарда, даже если продать в рабство самого редактора и всех сотрудников. Но это к слову).
Я просто хотел, чтобы о ситуации, в которой мы оказались, читатели узнали от меня, от редактора газеты, с которой они подружились и которой, насколько я могу судить по вашим добрым письмам, вполне доверяют.
Я только напомню: статья «А у нас в Тюмени газ…» не была написана сотрудниками «Тюменского курьера». Мы взяли ее из газеты «Сегодня», точнее — из ее электронной версии. Такие электронные газеты многие издания рассылают туда, куда сама газета в нынешние времена приходит с опозданием.
И я могу поручиться читателям своим честным словом, что ни одной запятой в этой электронной версии ни я, ни кто-либо из сотрудников «Тюменского курьера» не переменил. Что получили, то напечатали. Не было нужды что-то менять в и без того резкой статье. Утверждения о «Сибирской страховой компании» (само по себе учредительство чего бы то ни было разве является предосудительным?) также содержатся в тексте электронной версии.
Депутат прав, говоря, что в газете «Сегодня» (в «бумажной версии») в упомянутом абзаце его фамилии нет. Да, но там заметны следы правки. Эту правку сделали сотрудники газеты «Сегодня». Сделали после того, как электронная версия ушла к пользователям.
Да, мы политизированная газета. Да, мы, стараясь сохранить максимум возможной объективности, имеем свои взгляды, мы вправе поддерживать того кандидата, а не другого. Но в то же время мы посчитали необходимым за «круглым столом» нашей редакции в открытую задавать свои вопросы и г-ну Райкову, и г-ну Рокецкому, и г-ну Атрошенко. Вы знаете, что эти вопросы не всегда были приятны кандидатам. Что поделаешь — назвался груздем, отвечай на любые вопросы.
В принципе, это хорошо, что в судебную практику входят процессы о защите чести и достоинства. Но мне кажется, что о чести и достоинстве человек должен думать не только тогда, когда о нем напечатано что-то нехорошее. Постоянно. Когда он пишет. Когда он выступает с речами. Да мало ли разных «когда» подвергают в глазах людей испытанию наше доброе имя. Ведь общеизвестно, что самые главные наши враги — мы сами. И что никто не предает нас так часто, как наш собственный язык…
Я пишу это для моих читателей, для тех, с кем вот уже четвертый год разговариваю со страниц «Тюменского курьера», с кем разговаривал когда-то со страниц «Тюменских известий», «Тюменской правды», на волнах тюменского радио. Как говорится, информация из первых рук.