Рынок расправляет паруса
Рынок — стихия, подобная ветру. Он с одинаковой легкостью перелопачивает, смешивает и вновь сортирует тонны всевозможной продукции с ворохами наших до неприличия распухших от нулей дензнаков.
Но это мое — обывательское — представление. У профессионалов, наверное, другое.
Гастрономы №64 и «Огонек». ФОТО СEРГEЯ РУСАНОВА
Мой собеседник — Иван Кугаевский — работает в торговле 40 лет. Начинал учеником продавца. Последние два года — председатель городского комитета по защите прав потребителей, торговле, бытовому обслуживанию и услугам.
ФОТО СEРГEЯ РУСАНОВА
— Недавно Степан Киричук на совещании, посвященном наведению порядка в торговле, сказал, что торговля в городе есть, а организации нет. Вы согласны со столь жестким утверждением мэра?
— Категорически не согласен. Я говорил об этом на совещании. Может быть, я не совсем ясно сформулировал это тогда в своем выступлении… Идо того у нас были беседы со Степаном Михайловичем. Позиция администрации города в этом вопросе была не совсем четкой и адекватной создавшейся ситуации. Да и сложилась эта ситуация не по желанию главы города или администрации области, или даже тех, кто торгует сегодня на улице, зарабатывая на кусок хлеба, — а как следствие проводимых сегодня реформ.
Я полагаю, что администрация должна была просчитать все последствия или хотя бы своевременно отреагировать: создать элементарные условия для людей, оставшихся без средств к существованию и вынужденных торговать на улице. Этого не произошло, необходимые меры стали предприниматься с большим опозданием.
Я пришел в городскую администрацию два года назад, и мы еще тогда подготовили проект распоряжения о развитии малых рынков, о создании условий людям, которые оказались за воротами заводов и фабрик. Но его тогда проигнорировали. Только в апреле 1996 года, когда проект приняли, мы смогли немного разрядить ситуацию.
— Сколько сейчас в городе рынков?
— Восемь. Я вовсе не хочу идеализировать, но уже что-то есть: реальная конкуренция, продавец ищет покупателя, а не наоборот.
— Несколько слое о судьбе Центрального рынка. Мэр высказал намерение убрать его. Т.е. убрать толкучку, оставив только крытый павильон для торговли продуктами.
— Eсли говорить о принципе специализации, это, конечно, правильно. Прекрасное место для вещевого рынка — левый берег Туры, между улицами Профсоюзной и Мельникайте.
Но ситуация опять нас опередила, мы отстали. Необходимы превентивные, опережающие, действия. Лесли сейчас мы резко запретим торговлю непродовольственными товарами, это вызовет недовольство. И продавцов, и покупателей.
— Наглядный пример — рынок «Триан». В самом центре города, оборудован соответствующим образом. А народ туда не пошел.
— Я бы не называл его рынком, Какой же это рынок, если к нему ни подойти, ни подъехать? Добро на его строительство дали, видимо, люди не совсем компетентные. А берег Туры — оптимальное место для организации крупного вещевого рынка. Люди привыкнут и пойдут на него. Возьмем для примера «Тюменский привоз». Думаете, люди сразу пошли? Поначалу он пустовал! Зато теперь, даже при обилии небольших рынков, там идет очень оживленная торговля.
— Вы и дальше намерены расширять сеть мелких рынков?
— Нет. Мелкие рынки — явление временное. Они нужны для ликвидации стихийной рыночной торговли. А в перспективе на смену им должны прийти крупные торговые центры, подобные тому, который мы намерены создать на берегу Туры. В таких центрах можно будет аккумулировать денежные средства городского, областного, федерального бюджета, коммерческих структур, деньги частных предпринимателей.
Кстати, я не случайно сказал о федеральном бюджете. Существует федеральная программа развития оптовых рынков в регионах России. А мелкие рынки, плохо обустроенные, с невысоким уровнем обслуживания, постепенно будут ликвидированы. Точнее, отомрут сами, поскольку не смогут выжить в условиях конкуренции.
— Поговорим о приватизации. С большой приватизацией получилось далеко не все так, как задумывалось. А как в торговле? Здесь масштабы все-таки поскромнее и времени на структурную перестройку требуется поменьше. Но я не заметил разительных отличий между приватизированными магазинами и оставшимися в муниципальной собственности.
— Не могу согласиться с вами полностью. Я могу привести десятки примеров, когда за каких-нибудь полтора-два года приватизированные магазины, прежде влачившие жалкое существование, преобразились. Это магазины №№82, 64, «Радуга» и другие. Там произошли большие изменения, от внутреннего интерьера, технического оснащения до культуры обслуживания в целом.
Eсть, конечно, и негативные примеры. Все зависит от того, в чьи руки попало предприятие. Но в большинстве своем приватизация приносит все-таки положительные результаты, за исключением тех случаев, когда новые хозяева стремятся быстренько обогатиться. Культура обслуживания таких людей, конечно, не волнует. Именно они и формируют негативное отношение к приватизации.
— Люди хорошие и плохие, ответственные и… Это понятно. Ну а на законодательном уровне все ли было продумано?
— Главная ошибка, на мой взгляд, в том, что мы по-прежнему живем от кампании до кампании. Как и прежде, решили провести приватизацию — так одним махом.
— По-болыиевистски?
— Конечно! «С шашкой наголо». Как проводили коллективизацию, индустриализацию… Так и здесь. Вплоть до того, что составлялись графики, устанавливались сроки. Включая крупные стратегические объекты. И если у нас, в торговле, положительных результатов побольше, появилось много торговых точек, людям есть что купить и что покушать, то этого никак не скажешь о большой приватизации.
— Покушать, действительно, есть где. Но все эти кафе, закусочные и прочие «забегаловки» выглядят столь убого…
— Ну почему же? Вы были в кафе «Две пятерки»? Очень приличное кафе. Вот старые крупные предприятия, этакие монстры общественного питания, сейчас переживают кризис. Слишком велики затраты на содержание помещения, высока плата за коммунальные услуги. В этих условиях оправдывает себя только сеть мелких предприятий общественного питания типа бистро — с узкой специализацией. И они появляются.
От автора. Торговля — артерии любой страны. Мы, по советской привычке, охотнее браним торговлю, чем готовы заметить добрые перемены в ней. Иван Кугаевский считает, что эти перемены уже наступили. А вы, уважаемые читатели, согласны с ним?
***
фото: