Программа «Развитие г. Тюмени»
(из «Программы структурной реформы экономики и социальной сферы Тюменской области») (Продолжение. Начало в №142).
Тюмень является крупнейшим региональным центром в сферах науки, образования, здравоохранения. В Тюмени работают более 90 процентов работников области с кандидатской и докторской степенями. Здесь же расположены 42 из 56 научных учреждений области, сосредоточена основная часть специализированных медицинских кадров и учреждений (хирургического, онкологического, психиатрического профиля).
Оценивая, исходя из имеющегося в областном центре потенциала, предпосылки и перспективы его развития, надо отметить следующие моменты.
Во-первых, становится все более очевидным, что курс на суверенизацию субрегионов Тюменской области — автономных округов, -исходящий только из фактора наличия природных ресурсов, является односторонним и не всегда наиболее экономически целесообразным.
Так, практическая сложность и недостаточная экономическая эффективность развертывания на Севере области крупных производственных программ в промышленности строительных материалов, выпуска оборудования и технологического обслуживания добывающих отраслей, равно как и объектов обеспечения социальной инфраструктуры, требует проработки вопроса об использовании для этих целей производственных мощностей, имеющихся прежде всего в областном центре — г. Тюмени. Тюменские предприятия, используя уже имеющуюся производственную базу, способны, при должной координации этой работы, изготавливать широкий спектр оборудования и технологий для северян, что обойдется значительно дешевле закупок по импорту.
Сохраняется в перспективе и значение Тюмени как транспортного узла: имеющаяся транспортная схема при сравнительно небольших капиталовложениях в ее реконструкцию и модернизацию также обойдется существенно дешевле, чем создание дополнительной полнопрофильной транспортной инфраструктуры на Севере области.
Практически невозможно и нецелесообразно создание в нефтегазодобывающих районах собственной научной базы, равно как и системы подготовки квалифицированных кадров. Использование в этих целях возможностей тюменских вузов, а также других общеобразовательных и научных структур будет иметь значение для всего тюменского региона на длительную перспективу.
Объективная потребность для северных территорий — общий координационный центр в вопросах административного управления, финансирования, снабжения и ряда других.
Эти потребности вызывают необходимость формирования в областном центре соответствующих органов и структур, способных обеспечить удовлетворение потребностей всех регионов области в соответствующих услугах и видах деятельности и имеющих необходимые полномочия. Предметом общей для всех субъектов областного уровня заинтересованности являются также нужды здравоохранения, культуры, искусства, спорта и других сфер общественной деятельности, получивших приоритетное развитие именно в Тюмени. Распыление или деградация имеющегося потенциала не выгодны ни округам, ни области в целом, что все более очевидно и требует совместных действий. Задача состоит в обеспечении оптимального баланса интересов и участия в реализации совместных проектов.
Во-вторых, помимо позитивных предпосылок и перспектив развития Тюмени как областного центра, имеется и ряд причин, осложняющих современную роль города как интегрирующего центра области, факторов, тормозящих его социально-экономическое развитие:
1) экономика города изначально была слабо интегрирована в структуроопределяющий нефтегазовый комплекс области и по сей день значительно ориентирована на внерегиональных потребителей (прежняя роль базового штаба нефтегазодобычи утрачена);
2) Тюмень так и не заняла значительного и устойчивого места в удовлетворении запросов региона в потребительских товарах и услугах;
3) в городе ощущаются последствия стихийного и неконтролируемого обустройства различных областных и ведомственных административно-управленческих структур, создающих непомерную нагрузку на социальную инфраструктуру и городское хозяйство;
4) без четкого плана шло развитие на городской территории и транспортных коммуникаций города, допущены значительные перекосы;
5) в течение всего периода индустриального освоения северных территорий в областном центре бесконтрольно нарастала численность населения за счет активности ведомственных структур нефтегазового комплекса, так и в результате политики промышленных предприятий города, ориентировавшихся на приток рабочей силы со стороны.
(Продолжение в следующем номере).