«Кот в сапогах»» в рекомендациях не нуждается
Задав исключительно напряженный и очень творческий ритм работы, заразив замыслом актеров, технические цеха, сценографа, музыкантов, новый главный режиссер нашего театра кукол и масок Григорий Гольдман все-таки раскрутил к 7 декабря карусельевоей премьеры. Он уже выпустил у нас в 1990 году «Бумажного рыцаря» как очередной постановщик, но появиться в Тюмени уже в роли главного — совсем другой сюжет. Первый шаг угадан и просчитан точно: музыкальное представление по мотивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», сочиненное поэтом Давидом Самойловым и композитором Борисом Чайковским.
Галльский оптимизм усатого героя, способного авантюрным образом помочь нам преодолеть, казалось бы, непроходимые редуты судьбы, играя, наслаждаться жизнью и не теряться в самые людоедские времена, устанавливает свои театральные нормы общения со зрителем ради его собственного путешествия к другим, теперь счастливым, берегам.
На сцене тотальный театр, спектакль — каскад любимых и нестареющих стилистических приемов королёвской школы в уральской зоне. Василий Лазарев (КОТ) упоен игрой, он словно; заново родился как актер, ему мало словесного рисунка, он поет, танцует, завораживает магией своего обаяния. Роль -открытие, ибо актер и кукла-маска в нем предельно слиты, его дуэт с принцессой на готических крышах любовного свидания иронично и весело раздваивает кота и молодого человека, победивших страшного, но недалекого людоеда. Как здорово он тормошит своего хозяина Карабаса (играет Алексей Мороз, вернувшийся в театр после трехлетнего перерыва), приводя в «чувство» куклу «Маркиза», показывая, что делать.
Ограничен, умен и неистощим на показ королевских правил и отношений с подданными заслуженный артист РФ Александр Глебов. В отличие от классического сказочного сюжета он проницателен, разгадав смысл маневров Кота. И успех последнего — успех и короля, вальяжно (но со смехом внутри) утверждающего права Карабаса на земли людоеда. И людоеда тоже играет Глебов, словно открывая оборотную сторону королевской медали, жестокую прямоту власти. Выручает особая конструкция куклы-людоеда, соединяющая маску-сюр с телескопическими тростями. Только так она растет вверх и вширь, угрожая всему живому, и с ней «растет» Глебов, голосом усиливая метаморфозу.
Вновь заблистала звезда Лады Бояновой (роль Принцессы) — то девочка играет в куклы, жеманничает, капризничает, то девица в принцессовом прикиде играет куклу-жизнь, не ведая о трагикомическом месте своем в событиях. Изобретателен Повар (Николай Тарасов), народные типы в исполнении Зинаиды Береговой и Альфии Загретдиновой прекрасно подчеркивают комическую интригу, затеянную Котом.
Особая трудность — массовые сцены, которые требуют немало актеров. Режиссер блестяще выходит из положения: лишь два исполнителя, меняя мизансцены, создают эффект присутствия множества жнецов и косарей. Спектакль полон танцев и песен, он живописен, сценография создает праздничное настроение, играя наравне в этом зрелище с куклами и актерами. Сценограф Сергей Перепелкин заметил, что стилевая манера его работы сродни ностальгии по 70-м… Куклы просто замечательны (конструктор Виктор Губин), музыкальные моменты выстроила Ольга Линенко в сотрудничестве с «Крунинг-джазом» (художественный руководитель Виктор Новокаускас).
Пластические решения связаны с репетициями Eлены Баклановой. Особой благодарности заслуживают все мастера театральных цехов.
Мягкость сценических приемов и прозрачная прямота сюжетных ходов обманчивы. У спектакля есть контекст, второй уровень, на котором продолжается вечное борение добра и зла. А еще — спектакль семейный, подойдет для общего просмотра. В нем дух современного «учения с увлечением», помогающий побеждать любые смутные времена.
Р.S. Сильно переживала до и во время премьеры директор театра Раиса Рогачевских, на что гость, коллега Владимир Коревицкий, сказал: «Ничего, поздравляю, и всего-то в шестой раз поднимаете театр».
***
фото: