X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Четыре сантиметра на карте, или Поездка к соседям

Многие считают, что соседи -это те, кто живет рядом, в соседней квартире. Однако с таким же правом можно считать соседями тех, кто живет на соседней улице, в соседнем административном округе, в соседнем городе, области, государстве, на соседней планете, в конце концов. Учитывая такое широкое понимание соседства, мы в предпоследний день ноября отправились в соседние по Сибирскому тракту города — Ялуторовск и Заводоуковск. По обычной карте нашей области этот путь занимает ровно четыре сантиметра. Как раз ночью выпал очередной в эту осень снежный пух, и все кругом, кроме темной полосы тракта, стало белым-бело; в неясной белизне утопали дальние березняки, а ближние березы и сосны нежились под невесомым снежным тюлем, ибо стоял полный штиль, и ни одна веточка не смела даже дрогнуть, боясь стряхнуть с себя долгожданный зимний наряд.

На юго-восток от Тюмени до границы с соседним Ялуторовским районом вся территория считается зеленой зоной областного центра. Здесь после порубки военных и послевоенных лет с великим трудом восстанавливаются остатки сибирской тайги, спускающейся на юг, в лесостепную зону, из северных широт обширными зелеными «языками». Но как медленно растут деревья! Более тридцати лет я езжу ежегодно по этому участку Сибирского тракта, и кажется — какими были в начале 60-х годов окрестные леса, такими и остались, не подросли ни на метр. Однако состояние их стало хуже. Буквально через каждую полусотню метров в леса ведут автомобильные дороги, тропы, просеки… Там и сям рытвины, следы работы экскаваторов, земснарядов и прочей могучей техники, будто люди на гигантском кладбище накопали в запас могил, но покойников пока не доставили… Чернокожие от низовых пожаров сосны пока еще маскируют это безобразие, но век многих из них уже измерен.

В Ялуторовский район теперь въезжаешь, как в пустыню. От тракта в обе стороны до самого горизонта — ширь полей, только на подъезде к деревням Киевой и Беркут остались островки леса. Тракт открыт всем стихиям. При боковом ветре водители автомобилей цепляются за руль, как черт за грешную душу, стараясь удержать свое транспортное средство на асфальте, чтобы ветер не свалил его в кювет.

Когда-то, двести лет назад, императрица-крепостница Eкатерина II повелела вдоль Сибирского тракта от Москвы до Тюмени посадить березы, чтобы проезжему и пешему было удобнее перемещаться по Российским просторам. Считалось, что за Тюменью садить деревья вдоль тракта ни к чему — своих лесов достаточно.

Их и было достаточно. Пока умный секретарь обкома КПСС, последовательный сторонник марксистского учения, «которое всесильно, потому что оно верно», не придумал ничего другого, как вырубить леса от горизонта до горизонта.

Тогда мои беспартийные письма в обком на эту тему остались без ответа, но многие «лесорубы»-секретари притрактовых райкомов партии получили награды и повышения.

Зато Заводоуковск прекрасен в кольце соснового леса. Оживленный тракт огибает его стороной, а в городе хоть и прибавилось транспорта, но на улицах еще можно увернуться от юрких «жигулят» и «москвичат». Мал городок, но и Тут царит современная цивилизация. АСКО приглашает клиентов, банки предлагают вложить в них лишнюю наличность. И тут, и там очередей не видел. Их вообще нигде нет. В одном-двух магазинах наблюдал некоторое скопление народа, но эти смотрели «мыльную оперу» по ТВ.

В витринах почти такое же изобилие, как и в Тюмени: пять-шесть сортов сыра и колбасы; масло, правда, из Новой Зеландии. Спросил: нельзя ли было закупить сливочное масло поближе, скажем, в Ялуторовске? Ответили, что масло из южного полушария Земли дешевле, чем ялуторовское, выработанное всего в 25 километрах от Заводоуковска. Продают чужое масло по родной цене — 22000 рублей за 1 кг. Однако свинина и говядина, сметана стоят несколько дешевле (на 1 -3 тысячи рублей), чем в Тюмени. Но я не предлагаю тюменцам ездить электричкой в Заводоуковск за продуктами, хотя билет стоит всего 10400 рублей. Разве что оптовые покупки делать: ну там центнер свинины, полтонны говядины и т.п.

Удивительно, что сельдь слабосоленая нормальной упитанности в Заводоуковске стоит не дороже 14000 рублей за кг, будто он стоит на берегу сельдяного океана. Цены на сельдь в Тюмени вы, читатель, знаете: они такие, будто Тюмень находится в пустыне, а сельдь -о-очень редкий деликатес.

В скверике у железной дороги уличный рынок, вроде тюменских. На кустиках развешаны юбки и брюки. Сыны среднеазиатских оазисов предлагают румяные яблоки. Из «москвичонка» торгуют мясом, на нем резко и ярко видны фиолетовые печати ветнадзора. Недорого: 10-15 тысяч рублей за разные части туши. Между рядами вальяжно прогуливаются милиционеры.

Все свежие новости, конечно же, в редакции местной газеты «Заводоуковские вести» (девичья фамилия «Советское Зауралье»). Главный редактор, как всегда, отчаянно кудряв и благодушен. Урожай зерна отличный: 39,5 центнера с гектара в среднем по району. В Заводоуковском опытном хозяйстве 52,6 центнера с га, а в его пятом отделении — 56,2 центнера с га. Ну чем не Кубань?

Правда, этот урожай с водой и сором, но даже если сделать скидку — урожайность в районе первая по области. Доят — не очень. И свинокомплекс в Новой Заимке на 54000 голов практически приказал долго жить, раскурочили его. А строила вся область.

Пенсию дают вовремя (потом на улице я спросил об этом бабушку — она оказалась из деревни Сединкиной: да, пенсию ей доставили вовремя).

В городе все работает: завод сельмаш, элеватор, швейная фабрика, санаторий, пожарное депо… Бастующих нет.

На обратном пути решаем завернуть в Ялуторовск за самой вкусной в области сметаной. В магазинчике АО «Русь», что на ул. Ворошилова, нам эту сметану, как масло, с трудом ковыряли ложкой. Мы даже предложили для ускорения дела разбавить по-старинке сметану водой, за что получили неодобрительный взгляд продавщицы. Здесь местное сливочное масло по 20000 руб., литр молока 3,2% жирности — 2250 руб., сметана 11150 рублей, говядина 11000 рублей, свинина 12000 рублей за килограмм.

На выезде из Ялуторовска на этой же улице мы увидели огромный — во весь дом — старый плакат и благодаря ему освежили в памяти прежние представления о коммунизме, который есть не что иное, как «советская власть плюс электрификация всей страны». И только! Немало лет прошло, как был он помещен на стену, немало политических и природных непогод прошумело над ним, но он сохранился прекрасно: ни одна буква не осыпалась. Сработано на совесть, наверно, искренне верующим в написанное человеком.

И опять «степь да степь кругом»…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта