«Фотография терпит всех. Взаимностью отвечает немногим»
Мы начали цитировать человека, которого нет с нами уже полтора года. Не знаю, понравилось бы это ему, но фраза точна. Она и о нем, кому искусство фотографии ответило взаимностью, — о Сергее Викторовиче Киселеве.
Где-то на фейсбучных просторах у одного из мудрых людей прочитала, что два мира, реальный и небесный, сблизились, и переход уже не так резко чувствуется. Мы живем, ощущая присутствие ушедших людей, их взгляд, их заботу и любовь. Эта поддержка реальна.
Мы встретились в начале 2000-х. Он пришел в музей изобразительных искусств, где я была директором, и с порога начал пугать своим сложным характером. Сразу стало понятно, что это все — его неповторимое чувство юмора, умение шутить над собой. Именно благодаря Сергею в Тюмени состоялись фотографические конкурсы, он научил меня ценить художественную и репортажную фотографии. Наша дружба продолжилась в театре, где теперь занимаюсь музеем. Архив фотографий Тюменского драматического театра на 70 процентов состоит из фотографий Сергея Киселева. Eго роман со сценой длился 17 лет. Рада тому, что удалось помочь ему сделать персональные выставки и в музее, и в театре, найти темы для работы. Сережа — человек очень конкретный. Вот как обозначал свои интересы, когда готовили выставку о театре кукол:
«Надя, привет. Съемка с ноября 2017 года по апрель 2018-го. В рамках газетной фотографии, той, что занимаюсь каждый день, мне тесно. Возникла идея — поснимать театр кукол за кулисами. Ни одного спектакля не снял из зрительного зала. Заинтересовали отношения актеров к куклам, что или кто они для них? Просто инструмент или живые существа? Ответ — в фотографиях. Он субъективен. Это мой взгляд».
Но более всего его интересовала правда жизни. Потому так замечательны его репортажи из деревни Быстрая, где живет художник Женя Корнильцев. Потому так впечатляют портреты людей из центра «Милосердие».
Я приставала к нему — пора печатать каталог. А Серега хитро улыбался — готовится уже. Два года они с Пашей Анущенко, коллегой и дизайнером, отбирали работы, готовили альбом со сложным названием «Додекафония». Альбом удивительно красивый, эстетский, вовсе не провинциальный. Правда, закончили его уже другие люди. Первое издание состоялось с помощью одесского редактора Анны Голубовской:
«…Теперь, вот, книга Сергея издана. Только после его смерти, к сожалению. «Додекафония» — немного необычное музыкальное название для фотографической книги. На обложке маленькая девочка делает легкий шажок в сторону железной паутины… или это не паутина вовсе, а пустой многогранник, готовый поглотить любого, кто приблизится к нему? Собственно, книга, как мне кажется, и есть о выборе своего пути. О смелости каждого, кто проходит этот путь до конца. Как Сергей Киселев. Фотограф Сергей Киселев».
…23 декабря 2020 года в Тюменском драматическом театре открылась выставка «Театральный роман Сергея Киселева», посвященная Мастеру.
Это были прекрасные годы творчества, хотя и не самые простые. Сергей всегда с улыбкой вспоминал об этом. Сотни фотографий из спектаклей, репетиций, актерских встреч. Он искал точку съемки, чтобы не мешать процессу творчества других. Был незаметным, но очень значимым человеком. Фотографии сцен из спектаклей тех лет просто фантастические. Так умел видеть только настоящий художник.
Леонид Гусев, редактор «Планета.ру»:
«…не стало фотографа Сергея Киселева.
Мы с ним не были знакомы лично, только по Фейсбуку.
Вчера на Планета.ру мы открыли новую кампанию, посвященную фотоальбому Сергея Киселева «Додекафония».
1. Альбом готов. Отпечатан, длительными усилиями Анны Голубовской, в Украине, и доставлен в Москву. Тираж очень небольшой, всего 200 экз. Часть из них уже отправлена, или будет в ближайшее время отправляться в музеи, галереи и библиотеки.
2. Вся прибыль, полученная от продажи оставшихся экземпляров, будет перечислена в приют в Тюмени, работе которого Сергей помогал.
3. Сумма кампании заявлена минимальной, поэтому не стесняйтесь поддержать проект, даже когда она будет достигнута.
4. По правилам «Планеты.ру», в цели проекта мы не могли обозначить то, что он благотворительный. Однако таковым он и является».
Eго портретная съемка считается эталонной. Сергей умеет видеть незаметные обычному глазу нюансы, замечать прекрасное в обыденном. Он любит своих героев, и поэтому его фотографии дышат эмоциями, в них есть страсть, движение, жизнь. Съемка осталась на черно-белой фотопленке, но это только подчеркивает ее уникальность.
Зритель вспомнит, вглядываясь в фотографии, те чудесные мгновения сценической жизни, которой жив театр. Теперь это постоянно действующая экспозиция театральной жизни глазами фотографа.
В тот же день состоялся вечер памяти фотохудожника. Здесь прозвучали воспоминания знакомых с Сергеем, героев его портретов: актеров, художников, обычных тюменцев, его коллег-фотографов. Пришел и директор центра «Милосердие» Андрей Александрович Якунин. Это была воля Сережи Киселева — все деньги от реализации альбома отправить на счет центра. На тот день было перечислено 83500 рублей.
И главное, были розданы экземпляры альбома «Додекафония». Их было всего 10 штук. Книга досталась не всем. И было всеобщее желание — издать дополнительным тиражом альбом. И дальше все удачно совпало: Борис Зоммер выделил на это деньги, на Урале нашлась типография, альбом издали, правда, тоже небольшим тиражом — всего 30 экземпляров. Этот альбом увидел Рафаэль Гольдберг.
…И вот уже награждение по итогам регионального конкурса «Книга года — 2021». И альбом Сергея Киселева — дипломант этого конкурса! Ведущий радостно сообщил, что диплом обязательно вручат Сергею Киселеву. Неловкое замешательство. До сих пор не верится, что автора нет с нами.
И не поверится никогда.
***
фото: