Звание автолюбителя надо заслужить
Глава городского отдела ГИБДД Василий Ренцанов сначала катался на мопеде, а потом и на мотоцикле. В 2000 году получил права категории B и водил отцовский ВАЗ-21099. Но еще он механик-водитель восьмиосного шасси ракетной системы «Ураган»!
— Да, в том же 2000 году меня призвали в армию, где я получил дополнительную квалификацию в ракетных войсках стратегического назначения. И потому теперь могу водить транспортные средства, которые перевозят ракетные установки или комплектующие к ним. Но водил я их только в армии. Дома я вновь сел за руль ВАЗ-21099, -рассказывает Василий Александрович. — А позже купил себе такую же машину. Я был воспитан в обычной семье, во времена, когда все были равны, а потому отношусь к транспорту очень бережно и любя. Я знаю, как тяжело заработать на машину.
— Какие машины вам доводилось водить после девятки? Eсть у вас фавориты?
— Машины были разные. Это и «форд фокус», и «мицубиси лансер», и «ниссан». Какое-то время отдавал предпочтение старым автомобилям германского производства вроде «ауди». Но они все в Россию приходят уже с хорошим пробегом, поэтому стал отдавать предпочтение японским производителям. На мой взгляд, у них более качественные машины, и плановое техобслуживание дешевле.
— Вы не думали пересесть на электромобиль?
— Пока отношусь к ним с опаской. У нас Сибирь: то холодно, то тепло, то снег, то дождь. И я не знаю, насколько эти автомобили надежны. Я часто езжу в Челябинскую область, у меня там родственники живут, выдержит ли электромобиль такую поездку? Не знаю. Это сегмент для нас новый, да и машины довольно дорогие.
— Недавно «Тесла» анонсировала электромобиль Model Q, который будет стоить всего 25 тысяч долларов (около 2 млн рублей)…
— Eсли ее действительно сделают и машина займет свою нишу, это будет здорово. Ведь автомобилей у нас становится с каждым годом все больше. Только за прошлый год в Тюмени прибавилось 12,5 тысячи транспортных средств.
— Тюмень часто называют городом автомобилистов. Вы как к этому относитесь?
— А что такое — быть автомобилистом? Как по мне, это значит -любить вождение и находить что-то успокаивающее в нем. Следить за своим автомобилем, чтобы он всегда был в порядке. Я в этом отношении педант, не могу сесть в автомобиль, если он грязный. У меня был автомобиль со светлым салоном, и в каждой двери лежали влажные салфетки. Ребенок вышел — я за ним сразу все протер. И если человек вот такой, то я его и воспринимаю как автомобилиста. А у нас бывает, что стоит грязная погода, а потом в течение нескольких дней сухо, но люди позволяют себе ездить с грязными машинами и номерами! Ну какой же это автолюбитель, если он не следит за своим автомобилем? Так что я бы не сказал, что Тюмень — город автомобилистов.
— Чаще под этим подразумевают то, что наш город развивается будто бы только для водителей, а пешеходам остается все меньше места.
— Я с этим не согласен. На комиссии по безопасности мы с главой города обсуждаем вопросы обустройства движения для пешеходов. Да, у нас много жилых комплексов появилось, Тюмень на втором месте по количеству сдаваемого жилья. Микрорайоны растут, а уличная дорожная сеть не поспевает и не везде удобна для движения пешеходов. Мы анализируем ситуацию в городе, смотрим, где чего не хватает. И каждое наше предложение по обустройству пешеходных дорожек, светофоров вызывного типа и прочего на комиссии все департаменты поддерживают. Eсть, конечно, трудности, связанные с тем, что дороги расширяются, где-то светофорные задержки увеличиваются. В холодную погоду хочется скорее дойти до теплого помещения, подходишь к переходу и ждешь несколько минут зеленого сигнала. Понятно, что людям это не нравится. Бывает и такое, что вокруг в 300-400 метрах нет перехода, и люди рискуют перебежать. Мы на это обращаем внимание. Но нужно понимать, что установка светофора требует затрат, а потому все не так быстро.
На тысячу жителей города приходится 373 автомобиля, выходит, каждый третий ежедневно ездит на машине. Eстественно, плотность движения очень высокая. Транспорт стал более скоростным. И дороги стали очень хорошими, из-за чего и скорость движения дополнительно увеличилась. Но это развитие вызывает ряд проблем. Ведь город был изначально спланирован так, что дороги узкие, у нас нет проспектов. А потому непросто перестраиваться под увеличение потока.
— Многие водители приучают детей к автомобилю с малого возраста, сажая на колени и давая порулить. Как считаете, это правильный подход?
— Это неправильно и приводит к тому, что подростки думают, раз я маленький мог водить, то и теперь тоже можно. И где-нибудь на дачах, за городом — часто я встречал это в Тюменском районе, -пока родители спят, выкатывают автомобили со двора и катаются с друзьями. В городе такое, конечно, тоже есть, но тут нарядов больше, а потому подростки боятся.
— Как же вырастить достойного водителя?
— Ребенка лучше приучать с малых лет к культуре вождения. Он ведь всегда наблюдает за родителем, который управляет машиной, замечает, как он себя ведет, как относится к другим участникам движения. Eсли отец вечно ругался, нарушал правила, то и повзрослевший ребенок так будет делать.
— Но вождению учат по большей части в автошколах, и порою к ним возникает очень много вопросов. Собирались ввести курс обучения культуре вождения.
— В этом году уже введен дополнительный курс по культуре вождения. Но я согласен, что к качеству есть вопросы. Мы с сотрудниками отдела пропаганды безопасности дорожного движения и районных отделений будем присутствовать на занятиях. Действительно, культура вождения у наших водителей на низком уровне, и это большая проблема. Водители не уважают друг друга. Вы, наверное, и сами это замечаете.
— Да, а некоторые еще и в учителей на дороге играют, создавая аварийную ситуацию.
— Это люди психически неуравновешенные. Из-за них часто случаются скандалы, доходит до драк. Вообще, согласно опроснику по России, в прошлом году создали портрет потенциально опасного водителя, который совершает нарушения. Это все очень абстрактно, но все-таки интересно. Так вот, это человек в возрасте от 28 до 45 лет, который более двух с половиной часов провел в дорожном потоке. Он начинает торопиться, меньше уделяя внимания другим участникам, замыкается внутри автомобиля, и его единственная задача -быстрее доехать, он уже утомлен и потому готов на любые маневры ради сокращения времени.
— Кто-то вовсе позволяет себе садиться за руль пьяным! В городе, конечно, проводят рейды, но ведь этого мало!
— Ох, придется бороться с менталитетом русского человека. Взрослого человека с устоявшейся точкой зрения тяжело переучить. И я считаю, что работать над этим нужно начиная с детского возраста, чтобы установка на то, что пьяная езда — это неприемлемо, зародилась в самом юном возрасте.
— Eще нужно закладывать установку на то, что переходить дорогу можно не везде. У нас любят перебегать улицы, а потом ругаются, что автомобиль слишком резко затормозил перед ними.
— Кстати, могу сказать вам, что 62 процента пешеходов страны, согласно статистике, готовы продолжать нарушать правила дорожного движения и переходить улицу там, где им это удобно. Вот вам снова менталитет взрослого человека! Так что нам поможет только ужесточение санкций и работа с детьми.
— Хотя даже довольно жесткие санкции за тонировку автомобилей никого не останавливают. Водители думают, что в этом нет ничего опасного и к ним просто придираются. Но ведь не просто так у нас запрещена плотная тонировка?
— Конечно. В сумерки с такой тонировкой практически ничего не видно. Я встречался с такими нарушителями, смотрел через стекла их автомобилей — обзора нет практически никакого. Двигаясь задним ходом, они открывают окна, чтобы посмотреть, нет ли препятствия. Вот вам и подтверждение, что обзор затруднен. Да и это опасно еще с другой стороны. Например, инспектор ДПС, когда останавливает такой автомобиль, не знает, что происходит в салоне. Может, там кто-то целится в него из оружия? Или перевозит что-то незаконное? Правила пишутся не просто так, а из-за весьма трагичных случаев.
— Обычно любители тонировки и по городу гоняют, и пятаки крутят на парковке. Многие считают, что можно решить проблему обустройством полигона за городом, где все смогут спокойно гонять, что вы думаете об этом?
— То, что они делают, называется опасным вождением, и мы стараемся это пресекать. На парковках они пытаются научиться экстремальному вождению, возможно, просто испытывают возможности своих автомобилей. Создать для этого полигон? Так ведь там побьются все, покалечатся, а кто будет отвечать за это? На это никто не пойдет. У нас на Алебашевском озере работает организация, которая обучает экстремальному вождению. Пусть ребята вступают в клуб и на законных основаниях этому учатся. Под контролем педагогов и спортивной организации. Только так.
— А вы сами нарушали правила?
— Честно говоря, да. Думаю, что ПДД все нарушали, даже самые ответственные водители. В прошлом году я ехал по трассе и превысил скорость на 20 километров в час. Штраф был 500 рублей, я его добросовестно оплатил. Но это был мой единственный штраф за прошлый год.
— Получается, идеальных водителей не существует?
— Да, бывают ситуации, когда нельзя не нарушить. Порою водитель вынужден выехать на встречку, чтобы объехать ДТП. Иногда нужно пропустить спецтранспорт и выехать за стоп-линию. Разные ситуации бывают. Другое дело, войдет нарушение в привычку или нет. Но здесь уже вопрос дисциплины: есть водители, которые привлекаются за нарушение скоростного режима по 40-60 раз за год. А потому нужно усиливать санкции, и может, тогда водители начнут замечать, что нарушают системно.
— Какое главное качество должно быть у хорошего водителя?
— Уважительное отношение к другим — и к водителям, и пешеходам.
***
фото: Василий Ренцанов