X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Экспортер взрослеет

Вопреки расхожему мнению, и один вполне себе в поле воин. И дело не только в мотивации. Хотя нет-нет, да и задумается предприниматель Владимир Соколов, признанный экспортером года, об увеличении штата. Но пока предпочитает самостоятельно заниматься всеми делами в своей мастерской по изготовлению предметов интерьера Saturn («Сатурн»).

Зачем ему статус, кто заказывает и что отправляет предприниматель в Австралию, сложно ли выйти на международный рынок тюменскому производителю — об этом он рассказал в интервью.

— Как живется в звании экспортера года?

— Три года моей мастерской. До этого занимался разным бизнесом. То, что меня посчитали достойным этого звания — круто! По Тюменской области стал победителем, а по Уральскому округу занял второе место и третье в двух номинациях. Что это дало? Известность. Она в любом случае полезна для дела.

— Чтобы узнать, что это именно вы тот самый экспортер, что из Тюменской области отправляет товар в Австралию, потребовалось потратить немало времени. В областном инвестиционном агентстве, в управлении Россельхознадзора говорили, что таковых нет.

— А что, никто больше не занимается экспортом в Австралию? Там же такой рынок!

— Кроме вас, нет. Во всяком случае, по официальной информации.

— У меня было около шести отправок в Австралию. Туда улетали часы и подсвечники. В Японию тоже. Причем моими заказчиками во всех случаях являются не наши сограждане, а иностранцы — из 18 стран. В Саудовскую Аравию отправил набор, его заказал крупный предприниматель. В адресе было указано здание, которое названо в его честь. Он заказал подарки коллегам и друзьям. Но наша почта тогда подвела, а я только начинал экспортный бизнес. Началась пандемия, и моя отправка — кстати сказать, экспресс, -ехала три месяца. Сейчас сотрудничаю только с DHL. Пока без проблем, скидку мне дали.

— Важную тему затронули. Много говорится и делается для поддержки предпринимателей, самозанятых. Но готов ли рынок сервисных услуг к поддержке? Или хотя бы не подводить бизнес?

— Мой опыт подсказал, что нужно больше уделять внимания упаковке. Доработал упаковку — это деревянный короб, внутри выложенный поролоном. Так что со своей стороны сделал все, чтобы изделие доехало до заказчика в сохранности, потому что много рисков и факторов, которые от тебя не зависят. Товар может потеряться, сломаться, как было неоднократно. Их же швыряют при перегрузке в аэропорту, не церемонятся. Один мой клиент получил сломанные при пересылке часы. Я предложил заменить их новыми. Отправил, но и вторые тоже пришли сломанными. Пришлось вернуть деньги. Только из-за небрежной доставки.

У DHL самая дорогая доставка: вполовину дороже, чем у «Почты России», но она того стоит. Уверен, что отправка доедет до адресата целой и в приемлемые сроки -от пяти до семи дней. По всему миру отправляю через них. Плюс то, что курьер у меня забирает посылку, и доставляет ее получателю. У меня товары относятся к премиум-сегменту, и нужно, чтобы был соответствующим и сервис

— Вы един в трех лицах: мастер, маркетолог, менеджер по продажам. Но принято считать, что бизнес — это командная работа. Почему у вас нет помощников? Это ваше детище и не хотите в него пускать чужих, устраивают объемы и то положение дел, которое сложилось?

— На самом деле команда важна. Она нужна, если хочешь идти долго и далеко. Но все равно все всегда начинается с одного человека, идейного вдохновителя. Мыслей было много: куда двигаться, развиваться, в сторону ли наращивания производственных мощностей… Мое дело увеличивалось постепенно. Начинал с маленького офиса в 20 квадратных метров. Потом снял еще одно помещение по соседству. Позже освободился склад, где раньше хранились банкоматы. Я успел его занять, переселился. И наверно, на этом я пока остановлюсь. Помещений хватает, а с командой пока не определился.

Хочу, чтобы осталась та свобода принятия решений, которая у меня сейчас есть. Команда означает увеличение обязательств. Больше времени нужно тратить на бизнес. Пока себя причисляю к самозанятым — это мне по душе. Понятно, что я уже больше чем самозанятый, у тех годовой объем не должен превышать 2,5 миллиона рублей. У меня открыто предпринимательство. Да и выручка больше. Хотя я парень компанейский, у меня много друзей, легко нахожу общий язык со всеми. Но работается мне лучше одному. Так пошло с детства. Вырос в частном доме, нравилось все делать самому, мастерить, думать, как и что сделать.

2021 год был очень сложным, потому что надо было решать — развивать производство, то есть увеличивать объемы, или пойти другой дорогой. Сейчас больше склоняюсь пойти в образование: обучать своему ремеслу и создавать видеоконтент. Видеоролики продолжаю снимать, не штампую их, а ищу интересные подходы. Мне это ближе, чем управлять другими, мотивировать их. За счастье найти тех, кто горит работой. Когда я учился, устроился в такую же мастерскую. Пришел с нулевыми знаниями, но огромным желанием работать. Таких же увлеченных на самом деле мало очень. Это не просто столярка, где достаточно лишь опыта работы с деревом. Много нюансов в работе со смолой, — тратить время, силы на сотрудника, чтобы учить его под себя, чтобы выполнял операции, не готов. А потом он возьмет и откроет свою мастерскую. Пока не готов к этому.

— С другой стороны, выпуская видеоролики на YouTube, в TikTok, Instagram, вы также повышаете конкурентность в бизнесе.

— Тут даже важнее то, что хочу отойти от работы на заказ. Оставить только какие-то интересные изделия. Конкуренции не боюсь, потому что путь этот долгий и сложный. И сейчас цены на расходные материалы поднялись, новичкам сложнее будет закрепиться. Рост цен ощутили все мастера. Для сравнения -еще полтора года назад килограмм эпоксидной смолы я покупал по 330 рублей. Сейчас уже за 900 рублей. Дерево покупаю у московских или барнаульских поставщиков. Цена выросла процентов на 50. И это учитывая, что оно и раньше было недешевым — за один кубический метр горного карагача из Азии или с Кавказа отдавал 100 тысяч рублей. Сейчас 150 тысяч. Уникальные или очень красивые экземпляры еще дороже. Мои изделия относятся к премиум-сегменту, так что запас по цене был. И тем не менее вынужденно поднял цену в ноябре. Это неизбежно, потому и сумма входа в бизнес увеличилась -не все потянут ее.

— Поговорим про выгорание. Eго не избежать?

— Выгорание случилось в конце прошлого года. Это неизбежно, когда все на тебе — общение с клиентами, продвижение, съемка видео, изготовление и отправка изделий, упаковка. Бизнес-коучи говорят, что выгорание фатально. Но мне мое дело нравится, просто уже нет того рвения работать руками. Раньше я ждал, когда наступит завтра, чтобы прийти и доделать заготовку. Был азарт. А сейчас уже знаю, что получится на выходе. Но появляется удовлетворенность, когда делаешь что-то новое. Она не так глубоко цепляет, как азарт. А может быть, просто перерос самого себя, того, трехлетней давности, когда еще только организовал студию. Знаю, куда двигаться дальше. Так что с новыми силами в бой!

Попробую построить группу компаний, включая магазин с расходными материалами, которыми пользуюсь сам. Где купить качественные смолу, колер, дерево — боль номер один всех новичков. Экспериментировать, подбирая нужные, слишком накладно. Например, чтобы сделать столик, нужно 10 килограммов смолы, это 12 тысяч рублей. Как хобби уже не пойдет. Нужно сразу попасть. Мой аккаунт известен в кругах производителей эпоксидной смолы и мастеров, поэтому такой магазин имеет смысл заводить.

Три года на рынке — это солидный путь, учитывая то количество испытаний, которые происходит помимо нашей воли. Никто не мог предсказать пандемию, еще сложнее выжить в нее. Во мне произошли глобальные перемены. Но я еще успеваю не только работать, но и жить: второй раз женился, готовимся к появлению на свет ребенка. Взросление продолжается.

***
фото: Владимир Соколов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта