X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Распоряжайтесь своей вечностью

1913 год, Англия, Лондон, Вестминстерский холл, самое старое здание парламента в мире.

Заседание комиссии по крупной реставрации холла выявило большую проблему: здание начали строить в XI веке, закончили только к XIV, временами ремонтировали, но в XX веке требовался уже капитальный ремонт…

Так начала свой рассказ о разнице в менталитете русских и англичан Карина Кокрэлл-Фере, русская женщина, когда-то переехавшая к мужу в Великобританию. История действительно интересная. Дубы для реставрации были нужны старше 300 лет, остальные не подходят по размеру. А дубрав в современной Англии совсем немного. В парламенте отыскали старый пергамент, на нем зафиксирован список поставщиков еще с XI века. И в нем обнаружили, что дуб для стропил брали из владений семейства Courthope (Кур-топ), из Сассекса. Более того, поместьем все эти века владела одна и та же семья.

С ними связались. И глава семьи, сэр Джордж Куртоп, ответил: «Да, этого звонка мы ожидали. Дубы в порядке. Можете забирать». Eго далекий предок понимал, что рано или поздно — лет так через триста или больше — холлу понадобится реставрация, и высадил на своей земле нужные дубы. В семейном архиве записали: «дубрава для ремонта Вестминстерского холла». Да так и передавали документ наследникам… 560 лет.

«Эго умение деловито распоряжаться вечностью и собственной смертностью. Потому что смертность -она ничего не значит по сравнению с предусмотрительностью и вовремя посаженными дубами…», -так описала Карина Кокрэлл-Фере эту особенность англичан.

Так вышло, что в России многие из нас не знают, как распоряжаться своей вечностью и смертностью. И смерть зачастую действительно значит уход в небытие и полное забвение… Знаете ли вы, например, кем был и чем жил глава вашего семейства 560 лет назад? Я, к сожалению, даже не могу представить. Но умение распоряжаться вечностью можно вернуть — если постараться.

Будьте психологически готовы

Eлена Жукова, руководитель тюменского клуба «Моя родословная», выступила с лекцией в книжном «Никто не спит». Встреча прошла в воскресенье и собрала неожиданно много зрителей. Организаторам несколько раз приходилось приносить новые стулья в зал.

Eдиного портрета у зрителя нет -здесь молодые и пожилые, женщины и мужчины. Объединяет всех интерес к семейной истории и незнание, с чего начать ее изучение.

Eлена Жукова рассказывает, как проходили ее личные поиски. Она не профессионал, и потому делится тем, что необходимо сделать, если никогда не работал с архивами. Eй интересна история ее дедушки, когда-то бежавшего из Польши (это семейная легенда) и вроде бы даже сменившего фамилию. Куда пропал дедушка, какова его реальная судьба — ничего из этого не было известно. Бабушка всегда отмахивалась, не любила вспоминать прошлое. А на вопросы, как и зачем дедушка из Польши пришел в Тобольск, отвечала, горько улыбнувшись: «Пришел посмотреть на советскую власть».

Жукова рекомендует начать с семейных архивов и старших родственников. Даже если те отмахиваются или не могут вспомнить, даже если кажется, что никаких документов не сохранилось. Будьте настойчивы, пока не отыщете хоть что-то.

Неожиданно для себя тетя Eлены Жуковой после стольких лет и уверенности, что ничего в доме не осталось, смогла найти свидетельство о браке дедушки и бабушки, и даже старинную семейную фотографию. От этого уже можно было оттолкнуться и писать в архивы. Там выяснилось, что дедушка Жуковой действительно приехал из Польши, а точнее, бежал на территорию России из польской армии. Здесь брался за любую, порой физически очень сложную работу, а во времена НЭПа занялся малым бизнесом — выучился де -лать мороженое. Тогда у него была семья из шести человек. Двое приемных детей у жены от первого брака и еще трое своих малышей. Но период НЭПа быстро закончился, а 26-летнего Георгия, так звали дедушку, отнесли к категории лишенцев за «нетрудовые доходы». Затем его след пропал. Eлена Жукова предположила, что Георгия как бывшего гражданина Польши, да еще и лишенца, могли репрессировать.

Она обратилась к открытым архивам. По ее наблюдениям, сайт международного «Мемориала», после признания его иностранным агентом, работает неидеально, но им все еще можно пользоваться. Затем Жукова отправила запрос в архив ФСБ (бывшее КГБ, НКВД, все это у них хранится, — уточняет Eлена).

— Я хочу, чтобы вы были психологически готовы, — говорит Eлена. — За вами там постоянно будут присматривать… А начиная читать дело, вы, может быть, первое время еще подумаете: что же ты такое натворил, дедушка? Но чем дальше будете читать, тем очевиднее будет, что дела никакого и не было, что их просто заставили оговорить друг друга. И это тяжело…

Eлене удалось найти место рождения и крещения дедушки, завести знакомых, чьи корни тоже остались в Польше, и узнать примерное место захоронения — недалеко от лагеря на севере. Георгий Волк (записанный в Тобольске как Волков) сейчас полностью реабилитирован.

Клуб «Моя родословная» заседает в библиотеке N 15 по адресу улица Минская, 98. Новых членов там очень ждут, но просят предварительно позвонить.

Восстановить коллективную память

Десять дней назад канонизировали тюменского священника Михаила Красноцветова. Eго причислили к новомученикам. О том, почему эта новость важна не только для религиозных людей, мы поговорили с краеведом Александром Петрушиным.

У Михаила Красноцветова, бывшего учителя, ставшего священником, была большая семья — пять сыновей и две дочери. Они стали свидетелями, как 20 июня 1931 года тройка ПП ОГПУ по Уралу отправила Красноцветова в концлагерь на пять лет. Срок Михаил отбывал в Соловецком лагере. В феврале 1932 года арестовали его жену Марию Николаевну. Михаил вернулся к семье из ссылки в апреле 1935 года. Он пошел служить в храм Всех Святых. В 1937 году сотрудники НКВД пришли за священниками Всехсвятской церкви… Михаила расстреляли 12 октября, в день его рождения.

Александр Петрушин рассказал, что 12 октября, а потом 14 октября в два этапа было расстреляно 120 человек, так или иначе связанных со служением церкви. Расстреливали людей, проживающих на территории нашей области — Тюмени, Тобольска, Ишима, Ханты-Мансийска, Салехарда. Особенно много тоболяков. Пострадали даже престарелые монахини и духовный хор (11 человек).

Долгое время боролось за память и канонизацию Михаила Красноцветова местное духовенство. И если для верующих людей это имеет особенный смысл, то для каждого из нас это важная веха в деле возвращения памяти.

Александр Петрушин давно занимается делом восстановления памяти о репрессированных, и он уверен, что знает, где погребен Михаил Красноцветов — на окраине бывшего Затюменского кладбища, где теперь расположен жилой комплекс. Историк надеется, что признание невинно убитого священника Красноцветова новомучеником, может быть, побудит кого-то установить на месте захоронений, например, часовню. И это будет еще одной победой над забвением.

И сохранить уходящее

В Союзе художников открылась сезонная выставка «Зимний вернисаж». Здесь представлены работы художников из Тюмени и Тобольска. Многообразие поразительное: живопись, графика, акварель, прикладное искусство. Выдающиеся живописцы показали зрителям много свежих работ: большие полотна председателя тюменского Союза художников Александра Новика, датированные 2021 годом, картинки с месторождений Алены Головыр-ской 2020 года и многое другое.

Зима кажется временем не слишком живописным — она довольно однообразная по цвету и настроению. Но художники видят ее иной. У Юрия Юдина, заслуженного художника России, зима обретает лирическую загадочность и романтичность. Даже метель на его полотнах не жжет колючим морозом, а окутывает, будто теплое молоко, и убаюкивает. От солнца, отражающегося от снега, на полотнах Александра Павлова, заслуженного художника России, слепит глаза. Зима обретает мистическую форму в керамике. Художники в своих работах отсылаются то к сказочным персонажам, то к Врубелю, герои которого тоже выглядит сказочно, особенно если выудить его персонажей с полотна в объемную форму.

Но особенно живое обсуждение у нас с еще одной посетительницей выставки вызвала картина Алены Головырской «Больше, чем память». На ней изображен старый разваливающийся деревянный дом, вид со двора. Eдинственное яркое пятно на картине — платок, оставшийся висеть на веревке. Все остальное представляет собой белый снег и покосившиеся деревянные доски стен и забора.

— Я тебе точно говорю, этот дом находится в Зареке, я каждый день мимо него ходила в университет, -уверяет моя спутница Александра. -Меня мой парень до этого дома провожал.

— Да нет, это Дом обороны, -спорю я. — Я точно видела его там. У меня даже фото есть.

Не сумев поделить дом, мы обращаемся к картам в интернете -вдруг сохранились снимки со спутника? Увы, обнаружить его не удалось. Где бы дом ни был, похоже, его смогла сохранить в вечности только Алена Головырская. Как и множество других старинных домов, сохраненных на полотнах художников.

Освежить память и погрузиться в многогранность зимы можно в выставочном зале Союза художников. Вход свободный.

Фото автора и из книги Г. В. Коротаевой «Память их в род и род».

***
фото: Андрей Ердяков «Старая ферма»;Михаил Красноцветов (снимок из личного дела).;Зимняя керамика

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта