Машинисты сцены тоже немножко актеры
Когда машинист сцены в театре кукол Андрей Лесников смотрит спектакли как обычный зритель, то радуется результату работы.
— Спектакль для зрителя и машиниста сцены — абсолютно два разных спектакля, — говорит Андрей Лесников. — На спектакле «Храбрый Юрка» с двух сторон пускаем мыльные пузыри. Бывает, стою за кулисами, пускаю их и думаю: ну летят они и летят, ничего, казалось бы, интересного. Сижу в зрительном зале, наблюдаю за игрой света и летящими пузырями под негромкую приятную музыку — красиво! И очень атмосферно. Прямо горжусь своей работой, радуюсь, что театр стал моим вторым домом, а коллектив — семьей.
Андрей Лесников после школы играл на гитаре, писал фоновую музыку, играл в любительской рок-группе, подрабатывал где придется. Долго не задерживался, потому что работа не вызывала интереса.
— Я рассуждал: что мне нравится, что я могу делать? Нравится музыка, а музыка — это творчество. Умею работать руками. Значит, нужно найти профессию, которая отвечала бы этим запросам. От знакомого узнал, что в театр кукол требуется монтировщик сцены. Я отказался, побоялся, что товарищ посодействует моему трудоустройству, а мне работа не понравится. Зачем подводить людей? Через год этот же знакомый позвонил и сообщил, что вакансия вновь освободилась, директор ждет на собеседование, возражения не принимаются. Вот так я попал в театр, коллеги-машинисты меня всему обучили.
Лесников зря переживал, работа пришлась ему по душе. Уже на первых репетициях он заметил, что процесс создания музыки и спектакля — схожи. Как музыкант передает настроение через мелодию, так и артисты театра оживляют куклы.
Писать музыку для спектаклей Андрею не приходилось, над ней работают звуковики. Озвучивать кукол тоже, только держать и убирать их на склад.
— Когда пьеса написана, куклы и декорации готовы, мы собираем спектакль. Режиссер распределяет роли, актеры получают сценарий. Далее — прогон перехода одной сцены к другой. Переход должен быть качественным, чтобы его не заметили зрители. Иногда актеры выполняют работу машинистов, а мы их — шевелим кукольными головами и руками, проверяем, как работает механизм. Работа сложная, много деталей приходится учитывать: в этой сцене актер должен быть там-то, а в этой — там-то.
На спектакле машинисты работают по двое. Прежде, говорит Лесников, от машинистов вовсе не требовалось присутствовать на спектакле, пока на «Умке» не развалилась конструкция.
— Это была ракушка из двух частей: верхняя — небо, нижняя -море. Морем была голубая ткань, которая висела на трубе. И вот эта труба сорвалась и раскрыла всех актеров в костюмах, которые сидели за тканью. Режиссер послал за монтировщиками. Актеры подняли трубу и держали, не могли прикрепить. Так и продолжали спектакль. Мы незаметно подбежали и прикрепили конструкцию. Детишки, конечно, порадовались, что им раскрыли тайну, но теперь не раскрываем, монтировщики всегда за кулисами.
На 75-летии театра кукол Андрей Лесников сыграл Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря».
— Постановка была для своих. В нее собрали куски из разных спектаклей. Мне пришлось надеть маску со щупальцами, шляпу, халат и перчатку-клешню, встать на ходули (хотя на них раньше никогда не ходил), отбиваться от назойливых фей. Не понимал, как ходить во всем этом, еще и отбиваться. Как-то на репетиции ходули отцепились от ремня. Сесть не могу, кричу — актеры и режиссеры не слышат из-за маски. Пришлось упасть, чтобы не разбиться. Интересный опыт. Подумываю поступать в институт культуры, потому что актеру без театрального образования нельзя.
Может, Андрей Лесников пойдет и на конструктора, и бутафора, и режиссера.
— Мне интересна работа каждого театрального работника, потому что без кого-то спектакль не получится. Творческий процесс сам по себе поглощает. На репетициях я выключаю телефон, активно участвую в обсуждениях и проживаю вместе с актерами весь спектакль. Мы спорим, шутим и смеемся, так рождается что-то интересное. Думаю, так и должно быть.
***
фото: Андрей Лесников.