X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Бродский взял меня за ручку и довел до нее

Иосиф Бродский. Часть речи. Ардис, 1977.

Мне было пять лет, когда бабушка принесла домой этот поэтический сборник. Eго кто-то просто вынес в подъезд, а у нас дома книги всегда были в почете. Я тогда только-только училась читать и бралась за любой текст, чтобы совершенствовать приобретенный навык. Так что в пять лет я открыла книгу на случайной странице и наткнулась на стихотворение «Колыбельная трескового мыса». Я подумала, что это что-то детское. Принялась читать по слогам и ничего не поняла. Там что-то непонятное было про Аладдина, Африку и какую-то империю. Но тогда смысл был не так важен, как чтение без запинки, а потому на этой книжке я тренировалась каждый день.

Потом мне исполнилось десять и в школе нас попросили выучить любое стихотворение для урока литературы. Я выбрала отрывок из стихотворения «Бабочка». «Сказать, что ты мертва? Но ты жила лишь сутки. Как много грусти в шутке…» Мне казалось, что это просто стишок про бабочек, которые живут не так долго, как хотелось бы, да и учительница ничего такого не сказала, а лишь похвалила за выбор автора.

Но уже в 14 лет меня начало раздражать, что я многого не понимаю в этих стихах, несмотря на то, что половину знаю наизусть. Меня почему-то так манили эти стихи, они вечно крутились в голове, не давая покоя. Но другая учительница литературы отказалась рассказывать про Бродского, потому что в программе не предусмотрено глубокое его изучение. Тогда я решила действовать самостоятельно и стала читать анализы литературоведов, изучать биографию поэта. Такой он крутой оказался, этот Иосиф Александрович!

Путешествие в литературоведение меня так увлекло, что бы -ло решено и самой непременно стать литературоведом, ведь мне до сих пор не все было понятно. Но когда настало время готовиться к поступлению, мои родители-инженеры начали настаивать на технической специальности. Знаете, даже у Гюстава Флобера в «Лексиконе прописных истин» есть фраза: «Инженер — лучшая карьера для молодого человека». Но я уперлась и еще год спорила и отстаивала свое право поступить на филфак, крепко держа каждый день в руках «Части речи» и пытаясь разгадать ее тайны. И таки своего добилась.

В университете мы с моим научным руководителем стали познавать стихи Бродского. Особенно подробно изучали телесные образы. Так родились научные работы -«Боди-арт в поэзии И.А. Бродского», «Тело vs вещь в поэтике И. Бродского» и другие. Но главной для меня стала дипломная работа «Поэтика телесности в лирике Иосифа Бродского», причем большая часть стихов, которые мы в ней анализируем, как раз из «Частей речи».

Я до сих пор частенько перечитываю стихи этого сборника. И вновь нахожу что-то непонятное, требующее анализа и изучения, от этого порою кажется, что сходишь с ума. Но, полагаю, в этом и прелесть хорошей книги?!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта