Книга с вырванными страницами
2 апреля 2012 года под Тюменью произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 33 человек.
Авиалайнер ATR 72-201 авиакомпании «UTair» совершал внутренний рейс по маршруту Тюмень -Сургут. Через минуту и 37 секунд после взлета самолет рухнул на землю вблизи поселка Горьков-ка. При этом погиб 31 из 43 находившихся на борту человек. Двенадцать выживших увезли в больницы, позже двое из них умерли.
Тогда многие следили за хроникой событий. Нашлись люди, которым хотелось как-то помочь семьям погибших, поэтому был придуман проект памятника жертвам авиакатастрофы. Eго предлагалось установить на площади Памяти. Там, где тюменцы привыкли вспоминать о погибших земляках, о родных и близких.
Но памятник в центре города так и не появился, зато появились сообщения в СМИ, что родственники пострадавших сами отказались от затеи и обратились к властям с просьбой памятник в центре города не устанавливать.
Этот момент кажется мне странным. Мы много говорим о том, как важна история в жизни города. Как победы, так и трагедии, все формирует нас. Никто не станет читать книгу с вырванными страницами. Исторический город — там, где уважают историю, а история не всегда бывает созидательной.
Трудно представить, например, Хиросиму без Мемориального парка мира. Впрочем, не нужно уезжать далеко, чтобы увидеть примеры.
В парке Победы в Сочи установили памятник жертвам авиакатастрофы самолета Ту-154. Каждый, кто хочет почтить память погибших, может это сделать.
Мемориальный комплекс «Погибшим в авиакатастрофе 14.09.2008» стоит в Перми. Пермяки называют его «Местом памяти». Он представляет собой площадку, окруженную кольцом из 88 мраморных столбиков — по числу погибших. В центре круглой площадки — гранитная доска с их именами. Вся композиция дорожкой из мраморной крошки соединяется с часовней. И пермяки приходят сюда потому, что считают это важным для себя.
Наша катастрофа будто бы значима только для родственников погибших и потому отнесена подальше. Мемориал существует, но он находится в отдалении даже от Горьковки. Найти его сложно. Указателей нет. Правда, каждый год 2 апреля администрация Горьковского муниципального образования организует автобус из центра поселка и панихиду. Перед скорбной датой грейдер расчищает снег, чтобы к мемориалу можно было проехать…
Антонина Мартьянова потеряла сына в авиакатастрофе, случившейся ровно десять лет назад. Узнав, что я интересуюсь мемориалом, она сначала выясняет, что именно я знаю об этой истории. А потом выносит вердикт: «Вы ничего не знаете».
По словам Антонины Григорьевны, сначала о мемориале никто и не думал — пока хоронили близких, пытались спасти раненых. Но затем в городе нашлись те, кто готов был помочь в установке памятника и сборе средств на него. Продюсерский центр «Ш’Ателье» объявил конкурс проектов мемориала, архитекторы из разных городов представили макеты памятников, голосованием определили победителя. Благотворительный фонд развития города Тюмени начал сбор средств и собрал 170 тысяч рублей.
— Говорят, что некая девушка написала письмо, будто бы от нашего имени, от имени родственников погибших, с просьбой не ставить мемориал в городе, — говорит Антонина Григорьевна. — Но я лично обзвонила всех тех, чьи родные погибли в самолете. Мы тесно общались, трагедия нас объединила. И никто не подтвердил, что подписывался под этим письмом. Более того, я собрала всех, попросила выразить мнение на бланке. Кто-то голосовал за то, чтобы поставить два мемориала — один на месте трагедии в Горьковке, второй на площади Памяти. Но большинство голосовали за второе место.
У погибших остались многочисленные друзья, которым, возможно, тоже хотелось бы принести цветы к памятнику, но Горьковка далеко, поездка туда отнимет время. У многих родственников погибших нет автомобиля, им до Горьковки добираться проблематично. Антонина Григорьевна говорит, что в ответ на этот аргумент слышала: «Так закажите такси».
По воспоминаниям Антонины Григорьевны, она присутствовала на заседаниях суда, где рассматривали дело об авиакатастрофе, много ходила по кабинетам. На очередной годовщине трагедии она подошла к официальным лицам, дававшим ей обещания о создании памятника, но не услышала четкого ответа.
— Я так устала. У меня сын погиб, понимаете? — тихо говорит женщина. — Бороться я больше не могу. Все, что я хотела, — и тут женщина умолкает, пытаясь совладать со слезами. — Все, что я хотела, это чтобы помнили и знали о трагедии, о ее причинах.
Другие заинтересованные лица, с которыми мне удалось побеседовать, просили не указывать их фамилий, но тоже говорили о том, что у них осталось ощущение, что город хотел бы забыть трагедию, вычеркнуть ее из своей истории. Остается надеяться, что на самом деле это не так. Ведь, в конце концов, установить памятный мемориал не поздно и сейчас, спустя десять лет. Как свидетельство того, что и спустя годы никто действительно не забыт.
***
фото: