Как «путик» мастера превращается в путь
Провести воскресный мартовский вечер в музее на лекции — это хорошая идея. Заранее внесла в план, а накануне проверила и удивилась: почему у меня в записях указано «Путик красильщика»? Опечатка вышла… А оказалось — нет, не опечатка, и название для своей лекции Ольга Отраднова, мастер тюменской росписи, выбрала не случайно.
Оказывается, о народных живописцах XIX века говорили: «У каждого мастера свой путик». Это означало, что каждый мастер ездил по своему годами выработанному пути, где находил радушный прием и работу. Путик — это как маленький путь или как наивное искусство деревенского маляра со временем становится предметом этнографических исследований и музейных выставок.
Тюменской росписью Ольга увлеклась пару лет назад, но профессионально расписывать, а также собирать этнографический материал начала в прошлом году, и вот 11 марта в музее Машарова открылась ее выставка «Тюменский цвяточек», где можно ознакомиться с сохранившимися памятниками народного искусства — расписными прялками.
Тюменская роспись долгое время не считалась самостоятельным искусством и рассматривалась в составе урало-сибирской росписи (и была известна под этим названием). Название появилось в советское время для обозначения народного искусства, центры которого были и на Вятке, и на Алтае. В нескольких деревнях Тюменского уезда Тобольской губернии, на реке Кармак, жили мастера этой росписи, красильщики, и их называли «тюменские» или «кармацкие». Поэтому «тюменская» или «кармацкая» роспись — историческое название данного промысла. Об этой росписи еще в 2006 году вышла книга «Тюменская домовая роспись» под редакцией искусствоведа Барадулина.
Немногие знают, что была у нас своя, тюменская роспись. Почему так? Потому что большинство памятников этой росписи (настоящих деревянных изб и расписных фрагментов стен) собрано в музее Нижней Синячихи — Нижнесинячихинском музее-заповеднике. Тут не только расписные прялки, но и двери, простенки, расписные избы. Красильщики расписывали утварь, мебель, стены домов от пола до потолка. Поэтому образцы этой народной живописи впечатляют не только красотой, но и масштабом. На выставке «Тюменский цвяточек» демонстрируется макет росписи крестьянской избы, чтобы зритель мог получить представление об этой красоте.
Много интересных предметов, связанных с красильным промыслом, собрано и в частном музее истории крестьянского быта в деревне Насекино. Инна Нестерова, основатель музея в Насекино, составила и опубликовала карту мест, где жили кармацкие красильщики. При составлении карты автор опиралась на научные труды Барадулина и Самойлова, а также на новейшие данные, полученные в экспедициях в рамках проекта «Голоса наших предков», организованного «Тюменским домом ремесел» и лично Натальей Денисовой. Эту карту можно увидеть на выставке «Тюменский цвяточек».
Обычай расписывать избу возник у приглашенных маляров, которые передвигались от деревни к деревне в поисках заказов. Этот промысел зародился на нашей земле в XVIII веке, а расцвет его пришелся на 1880-1910 годы, а в отдаленных глухих деревнях дома расписывали еще в 1940-х годах.
Иногда в музеях можно встретить настоящие сокровища. Ольга Отраднова с удивлением обнаружила, что тюменские красильщики рисовали не только цветочные орнаменты, изображения птиц и солярные знаки, но и… верблюдов! Наверно, мастер делился так своим впечатлением об увиденном чудном животном, а может, воплотил собственную мечту о путешествии в заморские страны.
Конечно, не каждая прялка, представленная на выставке, сохранилась идеально. Но надо понимать, что это были утилитарные предметы, их не хранили в шкафах, а ежедневно использовали по назначению. Каждый предмет на выставке хранит главное — индивидуальный почерк мастера и нашу местную цветовую гамму. Ведь при росписи мастер делал краску из местных красителей. Ольга Отраднова с увлечением рассказывает об истории происхождения тюменской росписи, местах ее бытования и об особенностях красильного промысла.
Уроки декоративной росписи -это не только изучение промысла, их рекомендуют тем, кто любит медитацию. Иногда надо тридцать раз провести кистью ровную линию, а потом приходится стирать со стекла мастихином следы своих трудов, освобождая место для нового. Почти как рисунки на песке.
Выставка «Тюменский цвяточек» работает до 19 июня в музее «Дом Машарова» на улице Ленина, 21.
***
фото: Расписной поднос «Лев-охранитель»;Ольга Отраднова.