Надежда стала своей среди татар
Двадцать три года назад Ахтам Назыров, руководитель народного ансамбля татарской песни «Ахтямушки» в центре татарской культуры, попросил Надежду Федорову петь в ансамбле, пока солистка не нашлась.
— Договорились, что раз ансамбль новый, татарочка-солистка придет, а я тихонечко уйду из коллектива, — рассказывает Надежда. — Девочки приходили и уходили, меня Ахтам Агзамович не отпустил. Вот и продолжаю петь с самого основания «Ахтямушек». Сейчас нас семь человек.
Надежда Федорова всегда любила петь, правда, на русском языке. Татарский никогда не понимала.
— Учить татарский не хотела, потому что с самого начала не планировала задерживаться в ансамбле. Песни просто пела. До сих пор так делаю. Перед глазами лежит текст, который я протягиваю под красивую аранжировку. После Ахтам Агзамович исправляет ошибки в произношении. Пока репетируем, запоминаю, что и как нужно произносить, какой текст нужно петь под ту или иную мелодию. Теперь с татарским произношением проблем практически нет. Многие зрители считают меня татаркой, потому что даже нужный акцент выработался. Заговаривают со мной по-татарски, думают, что раз пою, значит, своя. А я слушаю и ничего не понимаю. Только «исэнмесез» (здравствуйте) могу сказать.
Больше двадцати лет назад «Ахтямушки» поехали на конкурс имени Ильгама Шакирова в Казань. Молодой тюменский ансамбль наравне с популярными коллективами из разных городов состязался за звание лучшего.
— Мы не волновались, потому что даже не понимали, куда приехали. За две минуты нужно исполнить песню а капелла. Не понравился жюри — через минуту они просят покинуть сцену. Мы пели целых пять минут! Смотрю со сцены на жюри и Ахтама Агзамовича — наш руководитель скатывается под стол и закрывает лицо руками, думаю: ну все, неправильно поем. Жюри над нами хохочет. Ничего не понимаю. Оказалось, мы исполнили какие-то переделанные частушки, а я этого не поняла. Сразили зрительный зал шутками наповал. Прошли в первый и второй этапы. На третьем поняли, в каком конкурсе участвуем, и заволновались. Немного съехали с нот и проиграли. Зато Ильгам Шакиров, выдающийся татарский певец, сфотографировался с нашим коллективом. Всем отказывал, потому что был в жюри. Вот так «Ахтямушки» и начинали свою работу.
После этого случая Надежда Федорова просит переводить ей все песни.
«Ахтямушки» репетируют где придется: в центре татарской культуры, дома у участников ансамбля.
— В локдаун мы с семьей переехали в Нижнюю Тавду. Дом большой, места всем хватит. Частенько репетируем у меня дома, сами шьем костюмы, жарим шашлыки и приятно проводим время за разговорами. Мы уже стали большой и дружной семьей. Думали, двадцать лет попоем и закроем ансамбль. Не смогли, на наших выступлениях растут наши дети и внуки. Будем радовать родственников, друзей и знакомых своим творчеством дальше.