Санкции и дефицит кино
Кинотеатры в тяжелом положении. Многие известные киностудии отказались от проката своих фильмов в России.
Хотя в ответ на это полились намеки и шутки про пиратство (возможность посмотреть фильмы в интернете незаконно, зато бесплатно), кинотеатрам от этого легче не стало. Пираты и до этого были большой болью как для кинокомпаний, так и для кинотеатров, а теперь, кажется, они торжествуют над официальным кинопрокатом.
Но наши кинотеатры умирать раньше времени не хотят и придумывают, чем заполнить опустевшую афишу. Сеть кинотеатров «Каро» (в нашем городе этот кинотеатр находится в Тц «Колумб»), например, начнет показывать контент популярных блогеров. Это взаимовыгодное сотрудничество, так как российские блогеры лишились денег за просмотры видео на YouTube. Теперь их видео можно будет посмотреть — за деньги — в кино. Сами блогеры пессимистично шутят, что это запасной план на случай, если YouTube в России заблокируют.
Eще тюменские кинотеатры обратились к российской классике. В афише можно увидеть старые фильмы, вроде «Брат», «Брат-2» и даже советский «Служебный роман». Без конца показывают и голливудские фильмы, успевшие попасть в прокат до санкций. Мы до сих пор имеем возможность посмотреть «Человек-паук: Нет пути домой», премьера которого состоялась в середине декабря. Также в прокат все еще поступают так называемые фильмы «категории В» -низкобюджетые ужастики и драмы.
Eсть ли смысл вообще выбираться в кино? Чтобы помочь определиться, я расскажу о двух фильмах, получивших оценку хотя бы в 7 из 10 баллов рейтинга «Кинопоиска».
Дядя Ваня с японским акцентом
«Сядь за руль моей машины» -японский фильм по рассказу Хару-ки Мураками. Он получил действительно высокие оценки зрителей, а если этого мало — еще и выиграл «Оскар» в качестве лучшего фильма на иностранном языке.
Драма Рюсукэ Хамагути — это долгие кадры, в которых мы слышим только шум дороги, ветра или моря и смотрим в лица актеров. Глубокомысленные, длинные диалоги. Спокойствие, холодная свежесть и горечь, одновременно странный и в тоже время бытовой сюжет, от которого невозможно оторваться.
Он рассказывает нам о талантливом актере и режиссере Юсуке Кафуку. Тот готовится к премьере своего спектакля «Дядя Ваня» в России. На первый взгляд, у Юсуке прекрасная семейная жизнь. Eго жена пишет сценарии, сам он ставит спектакли. При этом любящая женщина всю ночь записывает для него на кассету реплики из Чехова, чтобы Юсуке было удобно учить роль и погружаться в текст в дороге (благодаря этому приему, кстати, пьеса Чехова постоянно будет звучать в фильме, потому всю кинокартину вполне можно назвать осмыслением этого текста). Но очень скоро мы видим, что все не так просто. Жена изменяет Ка-фуку, а тот предпочитает притворяться, что ничего не знает, чтобы, как он думает, ее не потерять. И все-таки, он ее теряет…
«Сядь за руль моей машины» -это стопроцентное классическое американское «роуд-муви», большую часть которого герои проведут в дороге и будут меняться по ходу своего путешествия. В то же время это удивительно глубокий и, безусловно, любящий взгляд на Чехова. В работе японского режиссера уживаются две культуры. И оказывается, что по-человечески все мы одинаково несчастны и счастливы — японцы, американцы и русские. Мы говорим на разных языках (кинематографических в том числе) но, как правило, все об одном и том же.
Главный герой скажет: «Чехов ужасен. Eго текст вынимает наружу тебя настоящего. Поэтому я больше не могу играть эту роль». Главный же герой придет к пониманию, что иного выхода, как быть настоящим, у нас просто нет. Что жизнь только там, где мы позволяем себе быть собой, переживать плохое и хорошее, где чувствуем и не врем.
Впрочем, «Сядь за руль моей машины» не пытается поучать, читать мораль. Он просто фиксирует и показывает нас, вживляя нас в пленку вместе с окружающими нас звуками и пейзажами. Это сеанс медитации, сеанс самоанализа или просто красиво снятое кино, чтобы полюбоваться им на большом экране.
Хамагути и Мураками удается то же, что так хорошо получалось у Чехова: высветить всю нашу боль, все самое порой неприглядное и неприятное залить теплым, сочувствующим светом. Так, чтобы мы смогли пожалеть себя и друг друга. И чтобы нам стало чуть теплей.
Воскресная традиция
«Анчартед: на картах не значится» — был бы ничем не примечателен в ряде голливудских фильмов в жанре экшн. Здесь есть все необходимое: сюжет, основанный на популярной франшизе (на этот раз — компьютерной игре), знаменитые и популярные у молодежной публики актеры, спецэффекты и трюки на грани разумного (или безумного), легкие шутки, легкая драма и намек на продолжение.
Моду на незамысловатые и красочные «кино-сериалы» ввели фильмы от «Марвел». И оказалось, что это золотая жила. А главное — ничего и придумывать не надо, достаточно действовать по работающей схеме. Поэтому, скорее всего, добротный для своего жанра «Анчартед: На картах не значится» стал бы очередным «киносериалом» для просмотра в выходной день. Порадовал бы зрителя, который забыл бы сюжет уже наутро после просмотра, и получил бы неплохие суммы в прокате.
Но мировая история уготовила незамысловатому фильму особенную судьбу. Это оказалась последняя крупная премьера голливудского кино перед введением санкций.
— Я сначала пришла на «Анчартед» с подругой в выходной, а потом с парнем, он позвал в кино, и я не стала говорить, что фильм уже смотрела. Все равно нет альтернативы. А в процессе оказалось, что и он его тоже уже смотрел, — смеется Анна, зрительница из Тюмени. — Потом нужно было маму куда-то сводить, и я повела ее на этот фильм. Вот так просмотр «Анчартеда» стал моей воскресной традицией.
Это хорошее кино для тех, кто любит смотреть спецэффекты на большом экране, закидывая в рот поджаренный попкорн. В рейтинге фильм получил твердую семерку от российских зрителей.
Остальные фильмы, фигурирующие в сегодняшней киноафише, не были высоко оценены зрителями. Тем не менее, в прокате есть ужастик, боевик, историческая драма и новая российская комедия. На крайний случай, у нас есть блогеры.
***
фото: Кадры из фильмов «Сядь за руль моей машины»;«Анчартед: На картах не значится».