Серебряный колокольчик вернулся домой
Студентка четвертого курса Тюменского колледжа искусств Валерия Бирюкова вернулась из Санкт-Петербурга. Певица завоевала гран-при конкурса культурного центра Eлены Образцовой, подучила диплом третьей степени и специальный приз «серебряный колокольчик» на конкурсе вокалистов имени Штоколова.
— Подготовка к конкурсу была очень тяжелой, практически как у спортсменов, репетиции каждый день минимум по два часа, -говорит Валерия. — Это регулярный тяжелый труд, но дающий свои плоды. Я довольна тем, как прошли конкурсы, все задачи, которые ставили я сама и мой педагог, -выполнены. Хотя, конечно, выходить на сцену такого крупного конкурса волнительно. Очень жаль, что не удалось попасть на круглый стол с членами жюри, в это время как раз проходил гала-концерт конкурса Штоколова, где меня пригласили выступить. Зато посчастливилось участвовать в мастер-классе Ирины Черновой, руководителя центра Eлены Образцовой, преподавателя консерватории, куда я планирую поступать после колледжа.
Валерия выступала в номинации «академическое пение». На конкурсах такого уровня очень многое зависит от выбора репертуара. Валерия и ее педагог Эльза Валишина подобрали «Сон» Эдварда Грига, «Журавку» Александра Билаша, «Редеет облаков летучая гряда, соч. 42, № 3» Николая Римского-Корсакова.
— Я ориентируюсь на способности студента. Валерия — сопрано, соответственно, ей подходит определенный ряд произведений, — рассказывает Эльза Михайловна. -Также очень важно и мироощущение. Отдельный вопрос — это художественная сторона произведения. Мы подробно разбираем, о чем оно, какие эмоции вызывает, как их лучше передать. Например, тему любви можно понимать по-разному — от лица взрослой женщины и девятнадцатилетней девушки, это будут два совершенно разных смысла и ощущения. Eсли материал на иностранном языке, то студент самостоятельно переводит его, тренирует произношение. Также обращаемся к доступным записям эталонных вокалистов, читаем стихи, смотрим спектакли и фильмы, занимаемся актерским мастерством, подбором костюма. Работа над произведением — длительный процесс, требующий от студента полного погружения в материал, а от педагога — внимательности и умения слышать.
— При работе с каждой музыкальной эпохой есть свои особенности, — говорит Валерия. — Eсли это, например, барокко, то там все более ровно, звук сконцентрирован, а вот если романтизм, то там больше приемов, больше звуков и эмоций. Таким образом, сам по себе развеивается миф, что для вокалиста не обязательно иметь образование.
Недавно Валерия впервые выступила с симфоническим оркестром. Для нее стало шоком, сколько усилий требуется, чтоб покрыть голосом такое количество инструментов. Обычно вокалисты работают только с фортепиано, «а тут целый оркестр, в который нужно влиться», говорит она.
— Любовь к академическому пению мне привили еще в музыкальной школе, а вот романсы я полюбила благодаря Эльзе Михайловне. В семье у нас все слушают разную музыку, видимо, поэтому в обычной жизни я люблю все — от k-pop до симфонической музыки. Да, я спокойно могу слушать симфонический оркестр, когда еду в автобусе, а потом заиграет что-нибудь из рока, — делится девушка.
Сейчас Валерия готовится к выпускным экзаменам и поступлению в консерваторию. Она мечтает петь в опере, потому помимо вокала делает упор на актерское мастерство. А в ближайших планах — поездка в конце апреля в Красноярск — на Дельфийские игры России.
— В этом году Лера выпускается, можно даже сказать, что к сожалению, — говорит Эльза Михайловна. — Осталось еще много произведений, которые я бы хотела с ней сделать, всегда кажется, что можно дать студенту больше. Она очень скромная, что безусловно ее красит, но надеюсь, скоро научится продвигать себя, это важно в современном мире. Она очень талантливая, ей пора дальше, к своей мечте.
***
фото: Валерия Бирюкова.